Page 10 - Огоновская И. С. Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 10
Автор (авторы) определения Определение
А.С. Хомяков –
русский философ Воспитание в обширном смысле есть... то дейст-
вие, посредством которого одно поколение приго-
В.И. Даль – русский пи- товляет следующее за ним поколение к его очеред-
сатель, этнограф, лекси- ной деятельности в истории народа (около 1858)8
кограф, автор «Толкового
словаря живого велико- Воспитание – это забота о вещественных и нравст-
русского языка» венных потребностях малолетнего, до возраста его;
К.Д. Ушинский – русский в низшем значении – вскармливать, возращать (о
педагог, писатель растениях), кормить, одевать до возраста; в выс-
шем значении – научать, наставлять, обучать все-
Э. Дюркгейм – француз- му, что для жизни нужно (1861)9
ский социолог и философ
...мы ясно сознаем, что воспитание в тесном смыс-
М. Вебер – немецкий со- ле этого слова, как преднамеренная воспитательная
циолог и философ деятельность – школа, воспитатель и наставники ex
officio – вовсе не единственные воспитатели чело-
века, и что столь же сильными, а может быть, и
гораздо сильнейшими воспитателями его являются
воспитатели не преднамеренные: природа, семья,
общество, народ, его религия и его язык – словом,
природа и история в обширнейшем смысле этих
обширных понятий.
...воспитывать, в обширнейшем смысле слова, –
значит способствовать развитию какого-нибудь
организма посредством свойственной ему пищи,
материальной или духовной (1867)10
Действие, оказываемое взрослыми поколениями на
поколения, не созревшие для социальной жизни.
Воспитание имеет целью возбудить и развить у
ребенка некоторое число физических, интеллекту-
альных и моральных состояний, которые требует
от него и политическое общество в целом и соци-
альная среда, к которой он в частности принадле-
жит (1922)
Воспитание есть социальное действие – направ-
ленное решение проблем, сознательно ориентиро-
ванное на ответное поведение партнеров и предпо-
лагающее субъективное осмысление возможных
8 Там же. – С. 162.
9 Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х т. Том первый. – М.:
Рус. яз., 2002. – С. 249.
10 Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии /
К. Д. Ушинский. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. – С. 12, 47.
9