Page 10 - Огоновская И. С. Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 10

Автор (авторы) определения                              Определение
А.С. Хомяков –
русский философ             Воспитание в обширном смысле есть... то дейст-
                            вие, посредством которого одно поколение приго-
В.И. Даль – русский пи-     товляет следующее за ним поколение к его очеред-
сатель, этнограф, лекси-    ной деятельности в истории народа (около 1858)8
кограф, автор «Толкового
словаря живого велико-      Воспитание – это забота о вещественных и нравст-
русского языка»             венных потребностях малолетнего, до возраста его;
К.Д. Ушинский – русский     в низшем значении – вскармливать, возращать (о
педагог, писатель           растениях), кормить, одевать до возраста; в выс-
                            шем значении – научать, наставлять, обучать все-
Э. Дюркгейм – француз-      му, что для жизни нужно (1861)9
ский социолог и философ
                            ...мы ясно сознаем, что воспитание в тесном смыс-
М. Вебер – немецкий со-     ле этого слова, как преднамеренная воспитательная
циолог и философ            деятельность – школа, воспитатель и наставники ex
                            officio – вовсе не единственные воспитатели чело-
                            века, и что столь же сильными, а может быть, и
                            гораздо сильнейшими воспитателями его являются
                            воспитатели не преднамеренные: природа, семья,
                            общество, народ, его религия и его язык – словом,
                            природа и история в обширнейшем смысле этих
                            обширных понятий.
                            ...воспитывать, в обширнейшем смысле слова, –
                            значит способствовать развитию какого-нибудь
                            организма посредством свойственной ему пищи,
                            материальной или духовной (1867)10

                            Действие, оказываемое взрослыми поколениями на
                            поколения, не созревшие для социальной жизни.
                            Воспитание имеет целью возбудить и развить у
                            ребенка некоторое число физических, интеллекту-
                            альных и моральных состояний, которые требует
                            от него и политическое общество в целом и соци-
                            альная среда, к которой он в частности принадле-
                            жит (1922)

                            Воспитание есть социальное действие – направ-
                            ленное решение проблем, сознательно ориентиро-
                            ванное на ответное поведение партнеров и предпо-
                            лагающее субъективное осмысление возможных

8 Там же. – С. 162.
9 Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х т. Том первый. – М.:
Рус. яз., 2002. – С. 249.
10 Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии /
К. Д. Ушинский. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. – С. 12, 47.

                                               9
   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15