Page 9 - Огоновская И. С. Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 9

одно из них не позволяет охарактеризовать воспитание в целом. В русле разгово-
ра о стратегии развития воспитания в настоящее время важно отметить, что в
конце 1990-х – начале 2000-х гг. специалисты в области педагогики ушли от оп-
ределения воспитания как организованного, целенаправленного процесса под ру-
ководством педагога в соответствии с целями, поставленными государством и
обществом, и пришли в большинстве определений к пониманию воспитания как
процесса равноправного взаимодействия воспитателя и воспитанников, направ-
ленного на развитие личности и самоактуализацию ребенка, что соответствует
прежде всего интересам самого ребенка, а затем семьи, общества и государства.

                                                               Таблица 1

                     Определения понятия «воспитание»

Автор (авторы) определения                       Определение

Я.А. Коменский – чеш- ...началом воспитания человеческого рода должно

ский педагог                быть облагораживание не только всех и во всем, но

                            и всесторонне.

                            ...должна быть твердо установлена троякая цель вос-

                            питания: 1) Вера и благочестие; 2) Добрые нравы;

                            3) Знание языков и наук. И все это в том самом по-

                            рядке, в котором предлагается здесь, а не наоборот.

                            ...нет необходимости что-либо привносить челове-

                            ку извне, но необходимо развивать, выяснять то,

                            что он имеет заложенным в себе самом, в зароды-

                            ше, указывая значение всего существующего

                            (1632)6

Екатерина II – россий- ...дело приставников есть питомцам дать обраще-

ская императрица            ние учтивое, здоровое понятие о вещах, поважи-

                            вать их к обычаям добрым при всяком случае,

                            вложить в них правила добродетели, послушание к

                            Нам, почтение к родителям, любовь к истине, бла-

                            говоление к роду человеческому, снисхождение к

                            ближнему; исподволь показывать им вещи, каковы

                            суть и каковы быть должны (1784)7

И.Г. Песталоцци –           ...любое обучение человека есть не что иное, как

швейцарский педагог         искусство содействовать стремлению природы к

                            своему собственному развитию, и это искусство в

                            значительной мере основывается на соразмерности

                            и гармонии впечатлений, которые должны быть

                            восприняты ребенком с определенным уровнем

                            развития сил (1801)

6 Коменский Я. А. – С. 22, 185.
7 История педагогики в России. Хрестоматия: Для студ. гуманитарных фак. высш. учеб.
заведений / Сост. С. Ф. Егоров. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – С. 108.

                                               8
   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14