Page 9 - Огоновская И. С. Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 9
одно из них не позволяет охарактеризовать воспитание в целом. В русле разгово-
ра о стратегии развития воспитания в настоящее время важно отметить, что в
конце 1990-х – начале 2000-х гг. специалисты в области педагогики ушли от оп-
ределения воспитания как организованного, целенаправленного процесса под ру-
ководством педагога в соответствии с целями, поставленными государством и
обществом, и пришли в большинстве определений к пониманию воспитания как
процесса равноправного взаимодействия воспитателя и воспитанников, направ-
ленного на развитие личности и самоактуализацию ребенка, что соответствует
прежде всего интересам самого ребенка, а затем семьи, общества и государства.
Таблица 1
Определения понятия «воспитание»
Автор (авторы) определения Определение
Я.А. Коменский – чеш- ...началом воспитания человеческого рода должно
ский педагог быть облагораживание не только всех и во всем, но
и всесторонне.
...должна быть твердо установлена троякая цель вос-
питания: 1) Вера и благочестие; 2) Добрые нравы;
3) Знание языков и наук. И все это в том самом по-
рядке, в котором предлагается здесь, а не наоборот.
...нет необходимости что-либо привносить челове-
ку извне, но необходимо развивать, выяснять то,
что он имеет заложенным в себе самом, в зароды-
ше, указывая значение всего существующего
(1632)6
Екатерина II – россий- ...дело приставников есть питомцам дать обраще-
ская императрица ние учтивое, здоровое понятие о вещах, поважи-
вать их к обычаям добрым при всяком случае,
вложить в них правила добродетели, послушание к
Нам, почтение к родителям, любовь к истине, бла-
говоление к роду человеческому, снисхождение к
ближнему; исподволь показывать им вещи, каковы
суть и каковы быть должны (1784)7
И.Г. Песталоцци – ...любое обучение человека есть не что иное, как
швейцарский педагог искусство содействовать стремлению природы к
своему собственному развитию, и это искусство в
значительной мере основывается на соразмерности
и гармонии впечатлений, которые должны быть
восприняты ребенком с определенным уровнем
развития сил (1801)
6 Коменский Я. А. – С. 22, 185.
7 История педагогики в России. Хрестоматия: Для студ. гуманитарных фак. высш. учеб.
заведений / Сост. С. Ф. Егоров. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – С. 108.
8