Page 8 - Огоновская И. С. Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 8

1. ВОСПИТАНИЕ: ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ,
                 КОНЦЕПЦИИ И КЛАССИФИКАЦИИ

                                           ...самым важным в обучении мы признаем над-
                                           лежащее воспитание.

                                                                           Платон (428/427–348/347 до н.э.),
                                                                                    древнегреческий философ3

                                           Юношество неизбежно нуждается в воспита-
                                           нии и правильном обучении.

                                                                                 Я.А. Коменский (1592–1670),
                                                                                                чешский педагог4

                                           ...корень всему злу и добру воспитание.
                                                                                      И.И. Бецкой (1704–1795),

                                                                 русский общественный деятель и педагог

                                  1.1. Понятие «воспитание»:
                       общее и отличное в авторских определениях

        Приведенное высказывание древнегреческого философа Платона свиде-
тельствует о том, что с древнейших времен проблемы воспитания и обучения не-
разрывно связаны, поскольку в равной мере направлены на человека как целое.
Педагогическая практика показывает, что трудно определить сферы исключи-
тельного влияния обучающих и воспитывающих воздействий на развитие челове-
ка. Вместе с тем в научном понимании и организации процессов обучения и вос-
питания существуют свои особенности, и их рассматривает общая педагогика.
Данное методическое пособие посвящено проблемам воспитания и прежде всего –
методике воспитания, направленной на преобразование человека или группы лю-
дей.

        По мнению авторов «Педагогического энциклопедического словаря», вос-
питание – это относительно осмысленное и целенаправленное взращивание чело-
века в соответствии со спецификой целей, групп и организаций, в которых оно
осуществляется.5 Приведенное определение не является исчерпывающим, так как
воспитание многозначно: его рассматривают как общественное явление, деятель-
ность, процесс, ценность, явление, систему, воздействие, взаимодействие и т.д.
(см. Таблица 1). Каждое из определений можно считать справедливым, однако ни

3 Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2007. – С. 32.
4 Коменский Я. А. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1996. – С. 22.
5 Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад; редкол.:
М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. – 3-е изд., стереотип. – М.: Большая
Российская энциклопедия, 2009. – С. 42.

                                               7
   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13