Page 60 - Профилактика экстремизма, гармонизация межнациональных отношений и культура толерантности
P. 60
них те, которые носят универсальный характер и могут применяться при
решении различных задач. В нашем случае можно говорить о методах
воспитания толерантной личности, среди которых можно выделить следующие:
метод убеждения (обращение к разуму и логике человека, разъяснение
обучающимся сути явлений, необходимости тех ли иных действий, объяснение
социальной и личностной значимости решения того или иного вопроса; в
условиях поликультурной образовательной среды такой метод будет более
эффективным, нежели метод принуждения);
метод внушения (обращение к чувствам, готовности обучающихся
выполнять те или иные требования, основанные на их доверии к педагогу; в
данном случае ключевым словосочетанием будет «доверие к педагогу», так как
именно он должен быть примером толерантности в отношении к обучающимся);
метод педагогического требования (выдвижение перед обучающимися
конкретной, реальной задачи, которую предстоит выполнить в процессе той или
ной деятельности; выдвижение педагогических требований является
непременным условием формирования культуры толерантности, которая
подразумевает и активность личности);
метод приучения (культивирование у воспитанника способности к
организованным действиям и разумному поведению как условию становления
основ нравственности и устойчивых форм поведения; такой метод позволяет
обучающимся освоить нормы поведения, позволяющие им интегрироваться в
культурную среду образовательного учреждения);
метод поощрения (эмоциональное в форме одобрения, похвалы и
формальное в виде благодарностей, грамот, сертификатов поощрение
деятельности воспитанников; в данном случае «доброе слово» выступает
значимым мотивационным фактором для дальнейшей созидательной
деятельности);
метод стимулирования (побуждение, толчок к мысли, чувству,
действию; поощрение инициативы; организация соревнования на основе
товарищеской взаимопомощи и доброжелательности; такой метод способствует
развитию навыков конкуренции на равноправных началах);
метод примера (предъявление позитивного убедительного образца для
подражания; обращение к личности, образу жизни, манере поведения и
поступкам которой можно следовать);
метод личного примера (демонстрация педагогом тех личностных
позитивных качеств, которые обучающиеся стремились бы в себе развивать; в
данном случае речь идет о культуре толерантности);
метод коллективного дела (включение группы воспитанников в процесс
решения значимой конструктивной задачи, связанной с развитием гражданских
качеств личности; данный метод позволяет развивать навыки коммуникации с
отдельными людьми, группами и целыми коллективами);
метод проектной деятельности (организация проектной деятельности
обучающихся с целью развития навыков познания действительности);
59