Page 59 - Профилактика экстремизма, гармонизация межнациональных отношений и культура толерантности
P. 59

4) создавать условия для межкультурного общения среди учащихся из
семей разных социальных страт и профессий.

        Одновременно с этим поликультурное образование направлено на пре-
доставление равных образовательных возможностей представителям всех куль-
турных групп; формирование положительного отношения к многообразию куль-
тур; укрепление целостного и одновременно многообразного гражданского об-
щества.

        По мнению Т.П. Днепровой, поликультурное образование включает три
аспекта:

        1) воспитание уважительного отношения к культурным ценностям, тра-
дициям и образу жизни других стран и народов, при этом формирование поло-
жительного образа другой культуры предполагает ценностное восприятие своей
собственной культуры;

        2) формирование сознательной направленности на мирное сосущество-
вание и сотрудничество различных (этнических) культур внутри поликультур-
ного российского пространства;

        3) развитие критического мышления в ходе осознания многомерности
социальной российской реальности, ее полифоничности, допустимости альтер-
нативных точек зрения, выработки навыков ведения диалога и продуктивного
обмена мнениями.60

        Трудности образовательного процесса в поликультурной среде связаны с
тем, что представители различных этнокультурных групп:

         располагают разными знаниями и ценностями (язык, религия, культура);
         не могут реализовать свои способности в пределах педагогических
требований, построенных на монокультурной образовательной традиции;
         сталкиваются с невниманием педагогов к особенностям их культур и
теряют мотивацию к обучению.
        Работающие в поликультурной среде педагоги также испытывают труд-
ности, так как не имеют знаний о культурных традициях в семьях детей мигран-
тов, не располагают учебными материалами для проведения занятий, не имеют
соответствующих педагогических знаний, достаточного опыта и психологиче-
ской подготовки для работы в поликультурной среде. Все эти проблемы решае-
мы при условии желания всех субъектов образовательного процесса быть толе-
рантными по отношению к окружающим их людям.

                   4.3. Методы воспитания толерантной личности

        Методы воспитания – это совокупность наиболее общих способов
решения воспитательных задач и осуществления воспитательных
взаимодействий.61 Многообразие существующих методов позволяет выбрать из

60 Днепрова Т. П. Национальная толерантность в биполярном отечественном образова-
нии. – С. 320.
61 Педагогический энциклопедический словарь. – С. 141.

                                                   58
   54   55   56   57   58   59   60   61   62   63   64