Page 61 - Профилактика экстремизма, гармонизация межнациональных отношений и культура толерантности
P. 61

 метод сотрудничества (организация совместной деятельности детей и
взрослых на основе межсубъектных связей, диалогичности взаимодействия,
преобладания эмпатии в межличностных отношениях ).62

                                              Понятийное поле

Диверсификация (средневек. лат. diversificatio – изменение) – разнообразие, разносто-
роннее развитие.
Конфликт (лат. conflictus – столкновение) – столкновение противоположных интересов,
взглядов; серьезное разногласие, спор.
Культура толерантности (лат. tolerantia – терпение) – готовность взаимодействовать с
представителями иной культуры на основе миролюбия, уважения к этой культуре и ее
носителям.
Межнациональная толерантность – открытость и сотрудничество в политической,
экономической, научной и социально-культурной сферах с другими странами и народа-
ми, уважение иного образа жизни, на основе равноправия и взаимопонимания, при со-
хранении и укреплении своей позитивной национальной идентичности.63
Менталитет – совокупность специфических особенностей психической и социальной
жизни людей, которые определяют ценностные ориентации и установки индивидов,
влияющих на формирование характерологических особенностей человека и его
поведение.
Национальная толерантность – признание равноправия и сосуществования различных
социальных, экономических, политических и культурных интересов, воззрений, идеоло-
гий, признание универсальных прав и свобод человека, способствующее национальному
согласию и стабильности в обществе и государстве.
Этническая толерантность – социально-психологическая характеристика, проявляю-
щаяся в готовности этнофоров (индивидов, отдельных представителей какой-либо этни-
ческой группы) и этнических общностей взаимодействовать с другими этнофорами и
этническими группами и выражающаяся в их взаимной терпимости на основе признания
и принятия различий, существующих между ними и их культурами, а также понимания и
уважения иного образа жизни.

                         4.4. Базовые национальные ценности –
                   основа формирования культуры толерантности

        Одним из путей профилактики экстремизма в детско-молодежной среде
можно считать формирование ценностных ориентиров детей и молодежи на ос-
нове базовых национальных ценностей, провозглашенных в Концепции духов-
но-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Именно

62 См.: Бордовская Н. В. Педагогика: Учебное пособие / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. –
СПб: Питер, 2007. – С. 42–43; Ильин Е. П. Психология для педагогов. – СПб: Питер,
2012. – С. 88; Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / под ред. Ю. К. Ба-
банского. – М.: Просвещение, 1983. – С. 332; и др.
63 Днепрова Т. П. Национальная толерантность в биполярном отечественном образова-
нии. – С. 256, 260.

                                                   60
   56   57   58   59   60   61   62   63   64   65   66