Page 57 - Профилактика экстремизма, гармонизация межнациональных отношений и культура толерантности
P. 57

Объекты   Ценностное отношение              Антиценностное отношение
      отношения
Отечество        (высокий уровень развития личности) (низкий уровень развития личности)

Земля            Гражданственность, патриотизм, Обывательство и социальное иж-
Мир              готовность служить Отечеству, со- дивенчество, деструктивная дея-
Труд
                 зидать на его благо; уважительное тельность, неуважительное отно-
Культура         отношение к закону и гражданам шение к традициям своего народа
Знания           России независимо от их нацио-

                 нальности, веры, культурных тра-
                 диций и т.д.; ответственность за
                 собственные поступки

                 Любовь к природе, бережное отно- Потребительское отношение к

                 шение к ее богатствам             природе и ее богатствам

                 Миротворчество и неприятие наси- Милитаризированное сознание,

                 лия стремление решать споры силой
                                                   оружия, экстремизм

                 Трудолюбие, стремление к творче- Нежелание работать, стремление к

                 ству легким деньгам, в том числе полу-
                                                   ченным криминальным путем,
                                                   гедонистическое отношение к

                                                   жизни

                 Интеллигентность                  Бескультурье, хамство, невежест-
                                                   во, вандализм, ориентация на сте-

                                                   реотипы и предрассудки

                 Любознательность                  Невежество

                             4.2. Поликультурное образование
        как условие формирования и развития культуры толерантности

        По мнению доктора педагогических наук Б.С. Гершунского,
формирование менталитета толерантности – «важнейшая стратегическая задачи
образования в XXI веке».58 И для решения этой задачи в целом необходимо
предпринять определенные шаги:

         выстроить паритетно-равноправное взаимодействие государства и
общества (педагогической общественности) в сфере образования;

         отказаться от жесткой детерминации образования государственной
политикой;

      защитить педагогов от бюрократического насилия;
         создать необходимые условия для повышения общей культуры

педагогов, учащихся и их родителей;
         не забывать, что учитель всегда являет собой пример для подражания и

должен выступать образцом, эталоном проявления толерантности в отношениях
с коллегами, учащимися и их родителями;

58 Гершунский Б. С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов
образования // Педагогика. – 2002. – № 7. – С. 8.

                                                   56
   52   53   54   55   56   57   58   59   60   61   62