Page 57 - Профилактика экстремизма, гармонизация межнациональных отношений и культура толерантности
P. 57
Объекты Ценностное отношение Антиценностное отношение
отношения
Отечество (высокий уровень развития личности) (низкий уровень развития личности)
Земля Гражданственность, патриотизм, Обывательство и социальное иж-
Мир готовность служить Отечеству, со- дивенчество, деструктивная дея-
Труд
зидать на его благо; уважительное тельность, неуважительное отно-
Культура отношение к закону и гражданам шение к традициям своего народа
Знания России независимо от их нацио-
нальности, веры, культурных тра-
диций и т.д.; ответственность за
собственные поступки
Любовь к природе, бережное отно- Потребительское отношение к
шение к ее богатствам природе и ее богатствам
Миротворчество и неприятие наси- Милитаризированное сознание,
лия стремление решать споры силой
оружия, экстремизм
Трудолюбие, стремление к творче- Нежелание работать, стремление к
ству легким деньгам, в том числе полу-
ченным криминальным путем,
гедонистическое отношение к
жизни
Интеллигентность Бескультурье, хамство, невежест-
во, вандализм, ориентация на сте-
реотипы и предрассудки
Любознательность Невежество
4.2. Поликультурное образование
как условие формирования и развития культуры толерантности
По мнению доктора педагогических наук Б.С. Гершунского,
формирование менталитета толерантности – «важнейшая стратегическая задачи
образования в XXI веке».58 И для решения этой задачи в целом необходимо
предпринять определенные шаги:
выстроить паритетно-равноправное взаимодействие государства и
общества (педагогической общественности) в сфере образования;
отказаться от жесткой детерминации образования государственной
политикой;
защитить педагогов от бюрократического насилия;
создать необходимые условия для повышения общей культуры
педагогов, учащихся и их родителей;
не забывать, что учитель всегда являет собой пример для подражания и
должен выступать образцом, эталоном проявления толерантности в отношениях
с коллегами, учащимися и их родителями;
58 Гершунский Б. С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов
образования // Педагогика. – 2002. – № 7. – С. 8.
56