Page 58 - Профилактика экстремизма, гармонизация межнациональных отношений и культура толерантности
P. 58
предоставить учащимся и учителям возможность межкультурного
обмена;
вернуться к забытому «единству педагогических требований»;
обучать детей толерантности; сделать образовательный процесс более
открытым для диалога, полилога, превратить его в поле толерантности (дебаты,
дискуссии, диспуты, открытые обсуждения проблем, позволяющие высказать
собственную точку зрения и понять точку зрения другого человека);
пересмотреть содержание гуманитарных дисциплин на предмет
расширения в них положительных примеров мирного сосуществования и
взаимодействия различных культур, народов, идеологий, верований;
возродить в том или ином виде существовавшие ранее клубы
интернациональной дружбы;
организовать особое образование для детей иммигрантов со
специальным штатом воспитателей, педагогов-переводчиков, психологов,
наставников, тьюторов;
превратить образовательные учреждения в «зоны мира», в которых все
возникающие конфликты разрешаются мирным путем;
использовать Интернет как средство диалога культур, помогающее
понять особенности менталитета другого человека; и др.
В условиях этнокультурного разнообразия современного российского
общества особое значение приобретает поликультурное образование –
организация и содержание педагогического процесса, в котором представлены
две или более культуры, отличные по языковому, этническому, национальному
или расовому признаку.59 Необходимость такого образования связана прежде
всего с тем, что современные образовательные учреждения становятся все более
многонациональными, мультикультурными, этнически диверсифицированными,
а культурные и этнические различия зачастую влекут за собой конфликты.
Именно поэтому формирование культуры толерантности становится
приоритетом в образовании. Главная цель полиэтнического/поликультурного
воспитания – формирование у учащихся навыков, отношений, знаний,
необходимых для функционирования в своей этнической культуре,
доминантной культуре страны и культуре других этносов. Задачи
поликультурного образования:
1) образовывать (воспитывать детей) с учетом трех уровней культуры:
мировая, национальная, этническая;
2) учитывать ценности этнических культур в общенациональной практи-
ке обучения и воспитания;
3) создавать педагогическую обстановку, обеспечивающую взаимообо-
гащение представителей малых и доминирующих культур, их развитие и само-
определение;
59 Джуринский А. Н. Педагогика межнационального общения. – С. 27.
57