Page 55 - Профилактика экстремизма, гармонизация межнациональных отношений и культура толерантности
P. 55
общественного мнения и влиять на политику, принцип беспрепятственной
вербовки масс под свои знамена (политические и социальные науки);
требование, чтобы общество строилось не на общеобязательной
идеологии, а на минимуме общеобязательных правил общежития (на праве),
отделения идеологии от государства, признание государством суверенности
личности, свободы совести (в юриспруденции);
сознание неправоты всякого догматизма, десакрализация любых
доктрин, открытость для критики (в философии);
равнодушие, готовность самоустранения, нейтралитет и
противоположно – человечность, максимум неравнодушия, доброта (в
психологии);
отказ от возможности универсальной этической истины (в этике);51
терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и
обычаям (в социологии).
В настоящее время понятие «толерантность» трактуется не как терпи-
мость или снисходительность, а как активное признание прав и свобод другого,
безотносительно к его этническим, религиозным или гендерным особенностям.
В целом можно выделить следующие основополагающие характеристики толе-
рантности:
толерантность не равносильна безразличию; она не означает также при-
нятия иного мировоззрения или образа жизни, она заключается в предоставле-
нии другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением;
толерантность необходима по отношению к особенностям различных
народов, наций и религий; она является признаком уверенности в себе и созна-
ния надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех
идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не
избегает духовной конкуренции»;
толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание
других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индиви-
дуальности;
под толерантностью не подразумевается уступка, снисхождение или по-
творство; проявление толерантности также не означает терпимости к социаль-
ной несправедливости, отказа от своих убеждений или уступки чужим убежде-
ниям, а также навязывания своих убеждений другим людям.52
Противоположная толерантности интолерантность трактуется
различными авторами как убежденность человека или социокультурной группы
в том, что их система верований или образ жизни являются высшими по
отношению к системе верований, образу жизни других групп,53 как
51 Права человека: Энциклопедический словарь. – С. 237.
52 Джуринский А. Н. Педагогика межнационального общения. – С. 34.
53 Риэрдон Бетти Э. Толерантность – дорога к миру. М.: Изд-во «Бонфи», 2011. – С. 16.
54