Page 56 - Профилактика экстремизма, гармонизация межнациональных отношений и культура толерантности
P. 56
недопустимое, нетерпимое поведение, неприятие чужого мнения,54 как
предрассудки, порождаемые невежеством.55
Толерантность – свойство личности. Психолог М.И. Еникеев определяет
понятие «личность» как «человеческий индивид – субъект отношений и созна-
тельной деятельности» или «устойчивая система социально значимых черт, харак-
теризующих индивида как человека того или иного общества».56 Психологи выде-
ляют два уровня развития личности: низкий, характеризующийся утилитарными,
«потребленческими» интересами, и высокий, выраженный в преобладании обще-
ственно значимых ценностей, ее одухотворенностью.57 Относя толерантность к
общественно значимым ценностям, можно сделать вывод о том, что толерантная
личность – это человек высокого уровня развития, понимающий ценность толе-
рантности, имеющий толерантное сознание, основанное на интеллектуальном,
эмоционально-чувственном, волевом принятии многообразия культур и человече-
ской индивидуальности. В этом и заключается культура толерантности.
Таблица 2
Уровни развития личности
Объекты Ценностное отношение Антиценностное отношение
отношения
Человек (высокий уровень развития личности) (низкий уровень развития личности)
Общество Уважение к личности другого чело- Ксенофобия, нетерпимость
Семья века, его культуре, этнической при-
надлежности, вере
Следованием нормам общежития Ориентация на толпу, нарушение
законов общежития, неготовность
к компромиссам, нарушение зако-
нов, гражданское неповиновение,
Уважительное отношение к стар- Отчуждение от ценностей семьи,
шему поколению, уважение семей- конфликты с ее членами, грубость
ных традиций, гордость за свой род, в отношении старших, игнориро-
свою фамилию, готовность помочь вание семейных обязанностей,
членам семьи, ответственность за отсутствие ответственности за
продолжение рода продолжение жизни
54 Словарь русского языка. В 4-х т. М.: Институт русского языка, 1961. - Т. 4. С. 698.
55 Назаров В. Л. Толерантность и вопросы реформирования российского образования //
Ассоциации, центры и клубы ЮНЕСКО: воспитание в духе мира и толерантности: тез.
выступлений участников «круглого стола, 9–13 июля 1999 г. – М., 1999. – С. 4.
56 Психологический словарь / под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и
др; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. – М.:
Педагогика, 1983. – С. 178.
57 Еникеев М. И. Психологический энциклопедический словарь. – М.: ТК Велби, Изд-во
Проспект, 2008. – С. 197.
55