Page 62 - Профилактика экстремизма, гармонизация межнациональных отношений и культура толерантности
P. 62

этот документ, разработанный тремя российскими учеными (А.Я. Данилюк,64
А.М. Кондаков,65 В.А. Тишков66) заявлен в качестве методологической основы
ФГОС второго поколения. Понятие «базовые национальные ценности» опреде-
ляется авторами как «основные моральные ценности, приоритетные нравствен-
ные установки, существующие в культурных, семейных, социально-
исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской
Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успеш-
ное развитие страны в современных условиях».67 В качестве основных базовых
ценностей содержания духовно-нравственного развития, воспитания и социали-
зации личности учёными предложены: патриотизм, социальная солидарность,
гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские
религии, искусство и литература, природа, человечество. По мнению учёных,
именно эти ценности должны: лежать в основе уклада школьной жизни (уроч-
ной, внеурочной и внешкольной); прививаться обучающимся путём согласован-

ных усилий всех социальных субъектов  участников воспитания (семьи, обще-
ственных организаций, включая детско-юношеские движения и организации,
учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, традици-
онных российских религиозных объединений); способствовать укреплению
единства российского образовательного пространства, придать ему открытость,
диалогичность, культурный и социальный динамизм.68

        Рассматривая базовые национальные ценности в качестве основы форми-
рования культуры толерантности, можно выделить черты таковой.

                                                                                            Таблица 3

       Базовая ценность и её                     Черты культуры толерантности
     нравственные основания
                                уважение к историческому прошлому России;
Патриотизм                      понимание общности судьбы народов, населявших
(любовь к России, к своему     и населяющих Россию;
народу, к своей малой родине,   осознание противоречивости исторических
служение Отечеству)            процессов, осмысленное отношение к «трудным»
                               периодам отечественной истории;
                                признание противоречивости процесса расширения
                               границ Российской империи в XVIII–XIX вв. и права

64 Данилюк А. Я.  доктор пед. наук, профессор, член-корреспондент Российской ака-
демии образования.
65 Кондаков А. М.  доктор пед. наук, профессор, член-корреспондент Российской ака-
демии образования.
66 Тишков В. А.  уроженец п. Нижние Серги Свердловской области, доктор ист. наук,
профессор, академик Российской академии наук, директор Института этнологии и антро-
пологии РАН.
67 Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного

развития и воспитания личности гражданина России.  М.: Просвещение, 2010.  С. 8.

68 Там же. С. 1819.

                                                   61
   57   58   59   60   61   62   63   64   65   66   67