Page 62 - Профилактика экстремизма, гармонизация межнациональных отношений и культура толерантности
P. 62
этот документ, разработанный тремя российскими учеными (А.Я. Данилюк,64
А.М. Кондаков,65 В.А. Тишков66) заявлен в качестве методологической основы
ФГОС второго поколения. Понятие «базовые национальные ценности» опреде-
ляется авторами как «основные моральные ценности, приоритетные нравствен-
ные установки, существующие в культурных, семейных, социально-
исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской
Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успеш-
ное развитие страны в современных условиях».67 В качестве основных базовых
ценностей содержания духовно-нравственного развития, воспитания и социали-
зации личности учёными предложены: патриотизм, социальная солидарность,
гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские
религии, искусство и литература, природа, человечество. По мнению учёных,
именно эти ценности должны: лежать в основе уклада школьной жизни (уроч-
ной, внеурочной и внешкольной); прививаться обучающимся путём согласован-
ных усилий всех социальных субъектов участников воспитания (семьи, обще-
ственных организаций, включая детско-юношеские движения и организации,
учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, традици-
онных российских религиозных объединений); способствовать укреплению
единства российского образовательного пространства, придать ему открытость,
диалогичность, культурный и социальный динамизм.68
Рассматривая базовые национальные ценности в качестве основы форми-
рования культуры толерантности, можно выделить черты таковой.
Таблица 3
Базовая ценность и её Черты культуры толерантности
нравственные основания
уважение к историческому прошлому России;
Патриотизм понимание общности судьбы народов, населявших
(любовь к России, к своему и населяющих Россию;
народу, к своей малой родине, осознание противоречивости исторических
служение Отечеству) процессов, осмысленное отношение к «трудным»
периодам отечественной истории;
признание противоречивости процесса расширения
границ Российской империи в XVIII–XIX вв. и права
64 Данилюк А. Я. доктор пед. наук, профессор, член-корреспондент Российской ака-
демии образования.
65 Кондаков А. М. доктор пед. наук, профессор, член-корреспондент Российской ака-
демии образования.
66 Тишков В. А. уроженец п. Нижние Серги Свердловской области, доктор ист. наук,
профессор, академик Российской академии наук, директор Института этнологии и антро-
пологии РАН.
67 Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного
развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2010. С. 8.
68 Там же. С. 1819.
61