Page 54 - Профилактика экстремизма, гармонизация межнациональных отношений и культура толерантности
P. 54

4. ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОЙ ЛИЧНОСТИ
      КАК УСЛОВИЕ ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРЕМИЗМА

        Для решения проблемы экстремизма и гармонизации межнациональных
отношений в российском обществе необходимо упрочение общероссийской
гражданской и духовно-нравственной общности на основе соблюдения прав и
свобод человека, обеспечение условий для социального и национально-
культурного развития всех народов России. Образовательные учреждения могут
внести достойную лепту в решение этих задач посредством:

         объединения усилий субъектов образовательного процесса,
общественных организаций и других структур, занимающихся проблемами
профилактики экстремизма, гармонизации межнациональных отношений;

         предупреждения межнациональных и других конфликтов в детско-
молодежной образовательной среде;

         распространения идей духовного единства, дружбы народов,
межнационального согласия, культивирования чувства российского патриотизма;

         распространения знаний об истории и культуре народов, населяющих
Российскую Федерацию;

         сохранения исторического наследия и дальнейшего развития
национальной самобытности.48

        Одним из главных условий решения указанных задач может быть
формирование культуры толерантности.

                        4.1. Сущность понятий «толерантность»
                                 и «культура толерантности»

        Принято считать, что понятие «толерантность» (от лат. tolerantia –
терпение, терпеливость, принятие, добровольное перенесение страданий) ввел в
научный оборот французский философ Дестют де Траси (1754–1836), и
первоначально оно трактовалось как терпеливость (позднее – терпимость).49
В Толковом словаре В.И. Даля терпимость – это свойство терпеть что-то или
кого-то только по милосердию, снисхождению.50

        Как пишет Б.В. Емельянов, понятие «толерантность» стало употребляться
в либеральной печати России с середины XIX в. и носило позитивный смысл.
В советское время слово исчезло из политической лексики и вернулось в
отечественную философскую литературу в начале 1990-х гг. В это время
обозначились различные толкования данного понятия:

         равное право различных идеологий существовать (без законодательных
последствий для своих сторонников), добиваться благосклонности

48 Тавадов Г. Т. Этнология. – С. 559.
49 Права человека: Энциклопедический словарь. – С. 237.
50 Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. – М.: Рус. яз., 2002. –
Т. 4. – С. 402.

                                                   53
   49   50   51   52   53   54   55   56   57   58   59