Page 159 - Проекты гражданско-патриотической направленности
P. 159

 второстепенная информация (служащая для пояснения, уточнения главной
(различного рода комментарии) перерабатывается, сокращается, обобщается, пред-
ставляется в виде тезисов, аргументов, выводов (можно в таблицах, схемах и т.д.);

         вспомогательная информация (предназначенная читателю лучше понять
данный материал: напоминание о ранее сообщавшемся, заголовки, вопросы и др.)
может быть опущена.

        Практика работы с записями различного вида позволяет учащимся система-
тизировать материал, выделить отдельные сюжеты, обнаружить пробелы в собран-
ном материале, наконец, внести коррективы в содержание (оглавление) работы.

        При работе с литературой можно составить:
        1) ряд хронологических, синхронистических таблиц, схем, которые могут
быть представлены в основной части или в приложениях;
        2) словарь понятий, используемых в данной работе;
        3) биографический указатель (фамилии и инициалы политических, истори-
ческих деятелей, годы жизни, социальный статус, основные вехи биографии и
др.);
        4) перечень нормативно-правовых документов, анализируемых в работе.

                                   7.6. Работа над понятиями

        Одной из главных составляющих работы над темой является проработка
понятийного аппарата исследования. Практика проведения конкурсов исследова-
тельских работ (проектов) показывает, что самым «слабым звеном» подготовки
учащихся является именно данный аспект деятельности. Проведение конкурсов в
заочной форме не позволяет оценить эрудицию авторов, степень их «погружения»
в тему, умение оперировать не только фактами, но и понятиями. Публичное пред-
ставление работы может сопровождаться яркой мультимедиапрезентацией, одна-
ко очень часто авторы такой презентации не готовы ответить на самые простые
вопросы, связанные прежде всего с понятиями по теме исследования.

        Используя определенное понятие, исследователь должен знать его определе-
ние, содержание и объем, объяснять генезис этого понятия, подбирать синоним,
видеть связь этого понятия с вышестоящими и нижестоящими понятиями, пред-
ставлять суть трактовки данного понятия различными авторами и др.

        К примеру, вводя в исследовательскую работу понятие «гражданин», автор
исследования, конечно, должен иметь представление о таких понятиях, как «гра-
жданство», «права человека и гражданина», «гражданское общество», «политиче-
ская сфера», «право» и др. Оперируя понятием «государство», необходимо опре-
делить для себя и такие понятия, как «власть», «органы государственной власти»,
«функции государства», «формы правления», «принцип разделения властей» и др.

                                                         158
   154   155   156   157   158   159   160   161   162   163   164