Page 131 - Проекты гражданско-патриотической направленности
P. 131

Моделирование (лат. modulus  мера, образец)  изучение явлений с помо-
щью моделей; схематизация, изображение или описание какого-либо предмета, яв-
ления или процесса в природе и обществе в виде модели и изучение её, как их ана-
лога. Используя метод моделирования, юные исследователи могут, например, пред-
ставить события февраля – октября 1917 года в России в виде графических изобра-
жений и на основе использования математических методов доказать, что у партии
большевиков были все шансы оказаться победителями в октябре 1917 года.

        Синтез (гр. synthesis  соединение, сочетание, составление)  соединение
полученных при анализе частей в целое. К примеру, в ходе изучения отдельных
событий Великой Отечественной войны можно представить общую картину раз-
вития событий, показать их взаимосвязь, выявить основные черты, общие харак-
теристики и т.д.

        Сравнение  установление сходства и различий между предметами и явле-
ниями. В качестве примера можно предложить исследование одного или несколь-
ких институтов права, имеющих сходные или различные признаки на уровне му-
ниципальных образований, субъектов Федерации, различных стран.

        Статистический метод  изучение массовых явлений на основе количе-
ственной информации, анализируемой в неразрывной связи с их качественным
содержанием; применяя этот метод, учащиеся могут обратиться к основным ста-
тистическим приёмам: матричным, табличным, выборочным, группировке, мето-
ду средних величин и др.

        Эксперимент (лат. experimentum  проба, опыт)  1) научно поставленный
опыт, наблюдение исследуемого явления в точно учитываемых условиях, позво-
ляющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при повто-
рении особых условий; 2) вообще опыт, попытка осуществить что-либо. Экспе-
рименты разделяются на искусственные и естественные. Искусственный экспери-
мент широко применяется во многих естественнонаучных исследованиях, естест-
венный  при изучении социальных явлений (к примеру, может проводиться в
обстановке производства, быта и др.).

        Метод конкретно-социологического исследования (личное наблюдение,
устные опросы, беседа, изучение деятельности, анкетирование, статистическая
обработка фактического материала); и др.

        Все указанные выше методы тесно связаны друг с другом, и каждый из них
может применяться в сочетании с другими.

                                                         130
   126   127   128   129   130   131   132   133   134   135   136