Page 132 - Проекты гражданско-патриотической направленности
P. 132
6.7. Этапы проектной деятельности
Работа над проектом включает несколько основных этапов. И.Д. Чечель
выделяет 6 этапов: начинание, планирование, принятие решения, выполнение,
оценка результатов, защита.90 Г.Б. Голуб, Е.А. Перелыгина, О.В. Чуракова пред-
лагают пять этапов: поисковый, аналитический, практический, презентационный,
контрольный.91 В.В. Гузеев определяет восемь стадий работы над проектом: по-
становка цели, обсуждение вариантов, самообразование, продумывание хода дея-
тельности, исследование, обобщение и выводы, анализ успехов и ошибок, кор-
рекция.92 В.В. Сериков выделяет семь основных шагов решения поставленной
проблемы: анализ проблемной ситуации и формулировка основных задач; поиск
информации об известных вариантах решения, обращение к смежным областям
знаний; уяснение природы, сущности, причин явления в целом, определение не-
достающих знаний; выдвижение гипотез; выбор методов исследования; формули-
ровка решения в виде объяснения, интерпретации, проекта какой-либо деятельно-
сти; создание идеального или материального продукта.93
Педагогический опыт автора данного пособия позволяет выделить 6 этапов
проектной деятельности.
1-й этап (подготовительный):
формирование проектной группы по интересам;
выбор научного руководителя.
Формирование группы на подготовительном этапе может осуществляться
на основе личных симпатий и интересов учащихся, однако главным принципом
должно оставаться достижение поставленных целей и задач. Практика показала,
что наиболее эффективной является группа, смешанная по составу (девочки и
мальчики), в количестве 3–5 человек, хотя в некоторых случаях проектная работа
может выполняться и индивидуально. Группы с небольшим числом участников
недостаточно продуктивны, группы с числом участников более пяти человек –
недостаточно согласовывают свои действия и в целом плохо управляемы.
90 См. подробнее: Чечель И. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результа-
тов // Директор школы. – 1998. – № 4. – С. 310.
91 См. подробнее: Голуб Г. Б., Перелыгина Е. А., Чуракова О. В. Метод проектов техно-
логия компетентностно-ориентированного образования. – Самара: Издательство «Учебная
литература»: Издательский дом «Федоров», 2006.
92 См. подробнее: Гузеев В. В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие
образовательной технологии. – М.: НИИ школьных технологий, 2007.
93 Сериков В. В. Обучение как вид педагогической деятельности: учеб. пособие для студ.
высш. учеб. заведений / под ред. В. А. Сластёнина, И. А. Колесниковой. – М.: Издатель-
ский центр «Академия», 2008. – С. 104.
131