Page 43 - Культура Урала: методические рекомендации для педагогов по проведению урочных, внеурочных и внешкольных занятий с обучающимися школ и колледжей на основе регионального материала
P. 43

ко за пределы предмета, который он преподает. Прежде всего, он
выступает в роли организатора, координирующего процесс созда-
ния работы. Когда ученик только начинает знакомиться с методом
проектов, он нуждается в том, чтобы его деятельность поэтапно
направляли. Задача учителя – помочь сориентироваться в инфор-
мационном пространстве, помочь сформулировать цель и задачи
работы, разработать план работы над проектом.

                        Этапы работы над проектом
                                 (по В.В. Гузееву)

  1. Подготовка (определение темы и целей проекта). Деятельность
учеников на этом этапе: обсуждают предмет с учителем и получают
дополнительную информацию, устанавливают цели. Деятельность
учителя: знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует
учащихся, помогает в постановке целей.

  2. Планирование (определение источников информации; опре-
деление способов ее сбора и анализа. Определение способа пред-
ставления результатов (формы отчета). Установление процедур и
критериев оценки результата и процесса разработки проекта. Рас-
пределение заданий и обязанностей между членами команды). Уче-
ники: вырабатывают план действий, формулируют задачи. Учитель:
предлагает идеи, высказывает предложения.

  3. Исследование (сбор информации. Решение промежуточных за-
дач. Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, экс-
перименты). Ученики: выполняют исследование, решая промежу-
точные задачи. Учитель: наблюдает, советует, косвенно руководит
деятельностью.

  4. Анализ и обобщение (анализ информации, оформление резуль-
татов, формулировка выводов). Ученики: анализируют информа-
цию, обобщают результаты. Учитель: Наблюдает, советует.

  5. Представление или отчет (возможные формы представления
результатов: устный, письменный отчеты). Ученики: отчитывают-
ся, обсуждают. Учитель: слушает, задает целесообразные вопросы в
роли рядового участника.

  6. Оценка результатов и процесса. Ученики: участвуют в оценке
путем коллективного обсуждения и самооценок. Учитель: оцени-

                                                                                         43
   38   39   40   41   42   43   44   45   46   47   48