Page 42 - Культура Урала: методические рекомендации для педагогов по проведению урочных, внеурочных и внешкольных занятий с обучающимися школ и колледжей на основе регионального материала
P. 42

(ведущего), недопустима перепалка между участниками;
        2. Каждое высказывание должно быть подкреплено фактами;
        3. В обсуждении следует предоставить каждому участнику воз-

      можность высказаться;
        4. В ходе обсуждения недопустимо «переходить на личности», на-

      вешивать ярлыки, допускать уничижительные высказывания и т.п.
        Желательно обучающихся с правилами ведения дискуссии знако-

      мить заранее. Ведущий дискуссии, как и ее участники, обязан при-
      держиваться своей роли, соблюдать правила поведения. Позиция
      ведущего остается нейтральной: он не имеет права высказывать
      свою точку зрения по обсуждаемой проблеме, выражать пристраст-
      ное отношение к кому-либо из участников, принимать чью-либо
      сторону, оказывая давление на присутствующих.

        Педагог формулирует название дискуссии, определяет регламент
      работы и задачи, которые должны быть решены участниками ее,
      осуществляет управление когнитивной, коммуникативной и эмо-
      циональной активностью обучающихся. Он стимулирует развитие
      элементов коммуникативной компетентности участников дискус-
      сии, контролирует степень напряженности отношений оппонентов
      и соблюдение ими правил ведения дискуссии. Также он занимает-
      ся профилактикой конфликтных ситуаций, возникающих по ходу
      дискуссии, фиксирует основные положения, высказанные участ-
      никами, отмечает поворотные моменты, выводящие обсуждение
      на новый уровень. Позиция педагога как руководителя дискуссии
      заключается в постоянном стимулировании обсуждения, консолида-
      ции поступающих мнений, подведении итогов проделанной работы.

        Проектная деятельность является составной частью образова-
      тельного процесса в современной школе. Проблемное обучение и
      деятельностный подход в современном образовании ориентируют
      педагога на такой способ организации образовательного процесса,
      при котором ученики ставят актуальные вопросы и пытаются дать
      на них ответы. Сегодня в рамках обучения или в воспитательной
      работе активно используется метод проектов – совместная деятель-
      ность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возник-
      шей проблемы или проблемной ситуации.

        При создании проектов деятельность учителя выходит дале-
42
   37   38   39   40   41   42   43   44   45   46   47