Page 42 - Культура Урала: методические рекомендации для педагогов по проведению урочных, внеурочных и внешкольных занятий с обучающимися школ и колледжей на основе регионального материала
P. 42
(ведущего), недопустима перепалка между участниками;
2. Каждое высказывание должно быть подкреплено фактами;
3. В обсуждении следует предоставить каждому участнику воз-
можность высказаться;
4. В ходе обсуждения недопустимо «переходить на личности», на-
вешивать ярлыки, допускать уничижительные высказывания и т.п.
Желательно обучающихся с правилами ведения дискуссии знако-
мить заранее. Ведущий дискуссии, как и ее участники, обязан при-
держиваться своей роли, соблюдать правила поведения. Позиция
ведущего остается нейтральной: он не имеет права высказывать
свою точку зрения по обсуждаемой проблеме, выражать пристраст-
ное отношение к кому-либо из участников, принимать чью-либо
сторону, оказывая давление на присутствующих.
Педагог формулирует название дискуссии, определяет регламент
работы и задачи, которые должны быть решены участниками ее,
осуществляет управление когнитивной, коммуникативной и эмо-
циональной активностью обучающихся. Он стимулирует развитие
элементов коммуникативной компетентности участников дискус-
сии, контролирует степень напряженности отношений оппонентов
и соблюдение ими правил ведения дискуссии. Также он занимает-
ся профилактикой конфликтных ситуаций, возникающих по ходу
дискуссии, фиксирует основные положения, высказанные участ-
никами, отмечает поворотные моменты, выводящие обсуждение
на новый уровень. Позиция педагога как руководителя дискуссии
заключается в постоянном стимулировании обсуждения, консолида-
ции поступающих мнений, подведении итогов проделанной работы.
Проектная деятельность является составной частью образова-
тельного процесса в современной школе. Проблемное обучение и
деятельностный подход в современном образовании ориентируют
педагога на такой способ организации образовательного процесса,
при котором ученики ставят актуальные вопросы и пытаются дать
на них ответы. Сегодня в рамках обучения или в воспитательной
работе активно используется метод проектов – совместная деятель-
ность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возник-
шей проблемы или проблемной ситуации.
При создании проектов деятельность учителя выходит дале-
42