Page 170 - Кадетское образование
P. 170
Одним из направлений совместной деятельности педагогов становится
создание профессионального обучающего сообщества (определение было
предложено Э. Венгером59 в 1998 г., направленного на развитие профес-
сиональных навыков через совместное обсуждение. В рамках професси-
ональных образовательных сообществ идет совместный поиск педагогов,
теоретиков и практиков, по выработке согласованных действий, обеспечи-
вающих эффективность обучения и воспитания детей и подростков. Его
можно рассматривать, как интегрированное в профессиональную деятель-
ность повышение квалификации педагога.
Е. В. Чернобай, обобщив материалы по организации профессиональных
образовательных сообществ, выделяет четыре главных критерия их функ-
ционирования. Первый критерий – «Видение, миссия» – наличие общей
идеи, которую разделяют все члены сообщества, чему способствует скла-
дывающаяся атмосфера доверия. Второй критерий – это взаимодействие:
от того, насколько часто и регулярно встречаются члены сообщества и на-
сколько значимыми и интересными всем являются обсуждаемые вопросы,
способствует ли обсуждение педагогических проблем саморазвитию каж-
дого педагога, зависит жизнеспособность сообщества. Третий критерий –
«Требования к участникам». Успешность деятельности сообщества кроется
в разнообразии его участников: их объединяют общие интересы, но они
различаются уровнем знаний и направленностью деятельности, в сообще-
ство входят и молодые педагоги с небольшим опытом работы, и эксперты.
Разнообразие участников обеспечивает условия для взаимного обучения и
развития профессиональной рефлексии. Четвертый критерий – «Ресурсы и
формы обучения» – обеспечивает обратную связь для участников, обсуж-
дающих профессиональные проблемы и пути их решения.60
Успешность образовательной практики в кадетском образовании состо-
ит в том, что педагоги, работающие в кадетских классах, объединены общей
целью и совместно конструируют учебный процесс и внеурочную деятель-
ность, реализуя на практике требования ФГОС о метапредметных компе-
тенциях.
Одним из направлений функционирования профессиональных обра-
зовательных сообществ в кадетском образовании становятся совместные
проекты, которые могут реализовываться как внутри образовательной ор-
ганизации, так и в ситуации сетевого сообщества.
59 Wenger, E. (1998). Communities of practice: learning, meaning, and identity. New York, NY:
Cambridge University Press.
60 Чернобай Е. В. Профессиональные обучающиеся сообщества учителей: курс лекций. – URL:
https://ru.coursera.org/lecture/organizational-practices-and-instruments/rabota-i-rol-rukovoditielia-
pri-orghanizatsii-profiessional-nykh-fqf04
169