Page 175 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 175
3) на каждый туристско-краеведческий цикл ставится комплекс воспита-
тельно-образовательно-оздоровительных задач, ориентированных на гармо-
ничное развитие личности учащихся;
4) реализация принципа самодеятельности и самоуправления осуществля-
ется через подсистему туристских и краеведческих постоянных и временных
(дежурных) походных должностей, имеющих определенный функционал жиз-
ненно важных обязанностей;
5) функционирование подсистем воспитательного воздействия: турист-
ско-краеведческих традиций, законов, правил и норм, воспитание на истории,
культуре и природе своей Родины;
6) открытость, гибкость, вариативность системы, демократичность ее по-
строения (доступность любому учителю и ученику).161
Педагогическая система туристско-краеведческих мероприятий осущест-
вляется в течение года в виде так называемых туристско-краеведческих ци-
клов, в которых выделяют подготовительный, основной (например, поход) и
заключительный этапы. В начале нового цикла занятий каждый участник пред-
стоящего похода получает туристические и краеведческие должности: санитар,
штурман – метеоролог, географ и т. д. За 3–4 года занятий он может освоить все
основные походные должности (табл. 12).
Основные походные должности162 Таблица 12
Должность Обязанности
Командир отряда
Штурман Туристские должности
– помощник руководителя;
Старшина отряда – отвечает за краеведческую и хозяйственную работу в
(начальник хозяйства) группе;
– назначает дежурных в походе
– второе лицо после командира (в небольших туристических
группах эту роль на себя берет руководитель группы);
– отвечает за разработку маршрута и прохождение по нему
группы;
– должен обладать навыками работы с картами, знать топо-
графические обозначения, уметь пользоваться компасом и
GPS навигацией, а также ориентироваться на местности
– несет ответственность за приобретение и хранение продо-
вольствия, распределение его между туристами для перено-
ски;
161 Константинов Ю. С., Куликов В. М. Педагогика школьного туризма. – С. 11.
162 Составлено на основании: Диханова Л. Г., Горбачева Л. А. Туристы, в путь! – С. 53–54, 55,
79; Энциклопедия туриста. – С. 39.
173