Page 175 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 175

3) на каждый туристско-краеведческий цикл ставится комплекс воспита-
тельно-образовательно-оздоровительных задач, ориентированных на гармо-
ничное развитие личности учащихся;

    4) реализация принципа самодеятельности и самоуправления осуществля-
ется через подсистему туристских и краеведческих постоянных и временных
(дежурных) походных должностей, имеющих определенный функционал жиз-
ненно важных обязанностей;

    5) функционирование подсистем воспитательного воздействия: турист-
ско-краеведческих традиций, законов, правил и норм, воспитание на истории,
культуре и природе своей Родины;

    6) открытость, гибкость, вариативность системы, демократичность ее по-
строения (доступность любому учителю и ученику).161

    Педагогическая система туристско-краеведческих мероприятий осущест-
вляется в течение года в виде так называемых туристско-краеведческих ци-
клов, в которых выделяют подготовительный, основной (например, поход) и
заключительный этапы. В начале нового цикла занятий каждый участник пред-
стоящего похода получает туристические и краеведческие должности: санитар,
штурман – метеоролог, географ и т. д. За 3–4 года занятий он может освоить все
основные походные должности (табл. 12).

                       Основные походные должности162  Таблица 12

            Должность                                     Обязанности
Командир отряда
Штурман                     Туристские должности
                       – помощник руководителя;
Старшина отряда        – отвечает за краеведческую и хозяйственную работу в
(начальник хозяйства)  группе;
                       – назначает дежурных в походе
                       – второе лицо после командира (в небольших туристических
                       группах эту роль на себя берет руководитель группы);
                       – отвечает за разработку маршрута и прохождение по нему
                       группы;
                       – должен обладать навыками работы с картами, знать топо-
                       графические обозначения, уметь пользоваться компасом и
                       GPS навигацией, а также ориентироваться на местности
                       – несет ответственность за приобретение и хранение продо-
                       вольствия, распределение его между туристами для перено-
                       ски;

161 Константинов Ю. С., Куликов В. М. Педагогика школьного туризма. – С. 11.
162 Составлено на основании: Диханова Л. Г., Горбачева Л. А. Туристы, в путь! – С. 53–54, 55,
79; Энциклопедия туриста. – С. 39.

                                              173
   170   171   172   173   174   175   176   177   178   179   180