Page 78 - Проекты гражданско-патриотической направленности
P. 78

2.2.3. Уровни и этапы педагогического проектирования

       Проектирование в образовании может осуществляться на разных
уровнях: концептуальном, содержательном, технологическом и процессу-
альном, каждый из которых зависит от требований к результату и формам
представления продукта (табл. 2).

                                       Таблица 2

Уровни педагогического проектирования

        Уровень                 Продукт педагогического проектирования
Концептуальный
Содержательный   Концепция, модель, проект результата

Технологический  Положение (о научном или образовательном учреждении),
                 программы (образовательные, исследовательские, разви-
Процессуальный   тия), государственные стандарты, уставы, квалификацион-
                 ные характеристики, учебники, учебные пособия, методи-
                 ческие рекомендации и др.

                 Должностные инструкции, организационные схемы управ-
                 ления, учебные планы, планы учебно-воспитательной ра-
                 боты, планы организации работы клубов, кружков, техно-
                 логии, методики, штатные расписания, планы уроков и т. д.

                 Алгоритмы действий, дидактические средства, программ-
                 ные продукты, графики учебного процесса, графики кон-
                 троля, методические рекомендации, разработки учебных
                 тем, сценарии проведения праздников и т. п.

       Соотнесение понятия «проектирование» с такими понятиями, как
«прогнозирование», «конструирование», «моделирование», позволяет рас-
сматривать прогнозирование как обязательную мыслительную процедуру
в процессе проектирования, а конструирование и моделирование – как не-
обходимые элементы проектирования. В общем виде процесс педагогиче-
ского проектирования состоит из четырех основных этапов. На первом
этапе проектирования речь идет о создании образа будущего продукта,
который носит относительно абстрактный характер (идея). На втором эта-
пе идея воплощается в определенную модель, которая носит контурный
характер. На третьем этапе эту модель необходимо доработать, чтобы по-
лучить готовый проект, соответствующий необходимый требованиям, ко-
торый можно использовать в воспитательном процессе. На четвертом эта-
пе возможна детализация внутреннего содержания модели и ее организа-
ционных форм (табл. 3).

                 76
   73   74   75   76   77   78   79   80   81   82   83