Page 78 - Проекты гражданско-патриотической направленности
P. 78
2.2.3. Уровни и этапы педагогического проектирования
Проектирование в образовании может осуществляться на разных
уровнях: концептуальном, содержательном, технологическом и процессу-
альном, каждый из которых зависит от требований к результату и формам
представления продукта (табл. 2).
Таблица 2
Уровни педагогического проектирования
Уровень Продукт педагогического проектирования
Концептуальный
Содержательный Концепция, модель, проект результата
Технологический Положение (о научном или образовательном учреждении),
программы (образовательные, исследовательские, разви-
Процессуальный тия), государственные стандарты, уставы, квалификацион-
ные характеристики, учебники, учебные пособия, методи-
ческие рекомендации и др.
Должностные инструкции, организационные схемы управ-
ления, учебные планы, планы учебно-воспитательной ра-
боты, планы организации работы клубов, кружков, техно-
логии, методики, штатные расписания, планы уроков и т. д.
Алгоритмы действий, дидактические средства, программ-
ные продукты, графики учебного процесса, графики кон-
троля, методические рекомендации, разработки учебных
тем, сценарии проведения праздников и т. п.
Соотнесение понятия «проектирование» с такими понятиями, как
«прогнозирование», «конструирование», «моделирование», позволяет рас-
сматривать прогнозирование как обязательную мыслительную процедуру
в процессе проектирования, а конструирование и моделирование – как не-
обходимые элементы проектирования. В общем виде процесс педагогиче-
ского проектирования состоит из четырех основных этапов. На первом
этапе проектирования речь идет о создании образа будущего продукта,
который носит относительно абстрактный характер (идея). На втором эта-
пе идея воплощается в определенную модель, которая носит контурный
характер. На третьем этапе эту модель необходимо доработать, чтобы по-
лучить готовый проект, соответствующий необходимый требованиям, ко-
торый можно использовать в воспитательном процессе. На четвертом эта-
пе возможна детализация внутреннего содержания модели и ее организа-
ционных форм (табл. 3).
76