Page 60 - Мы живем на Урале
P. 60
Группа коми-пермяков Мифология народов коми в значительной мере была утра-
в национальных костюмах. чена в ходе христианизации. Древние верования были языче-
Начало ХХ в. Российский скими: коми поклонялись духам – покровителям воды, воз-
духа, охоты, животным, деревьям, природным силам, идолам.
этнографический музей, Отголоски древних верований обнаруживают в сохранив-
г. Санкт-Петербург шейся охотничьей обрядности и промысловой этики.
В древних представлениях сакральными свойствами на-
делялись ель, сосна и береза. Охотники верили в наличие
души у деревьев, в то, что по ночам они разговаривают меж-
ду собой, передавая по всей тайге увиденное и услышанное
днем. Запрещалось понапрасну рубить лес, а при устройстве
ночлега следовало спрашивать разрешения у дерева. Стро-
гой регламентации подвергалась охота на древнего тотемно-
го предка – медведя. В быту особое почтение оказывалось
коню, оленю.
Творчество народов коми ярче всего проявилось в нацио-
нальном фольклоре, развитии ремесел, связанных с обработ-
кой дерева, ткачеством, плетением.
Особое место в национальном фольклоре занимают эпи-
ческие сказания. Наиболее известным эпосом является ко-
ми-пермяцкое сказание о Пера-богатыре. Первые сказания были за-
писаны еще в 1771 г. русским ученым Иваном Лепехиным. Изучение
Охотники по возвращении с охоты.
Северные коми-пермяки
58