Page 62 - Мы живем на Урале
P. 62

Жница. Кочёвский район.                     Известны ковши с двумя ручками  – одной в виде головы
          Пермский край. 1947                     птицы, другой – в виде ее хвоста; солонки изготовлялись в
                                                  виде уток. Большую солонку-утку с маленькими солонка-
    Традиционный костюм коми-                     ми-утятами уносила с собой из отчего дома каждая девуш-
пермяков. Свердловский областной                  ка, выходящая замуж, как залог будущего благополучия и
                                                  потомства.
         краеведческий музей
                                                      Декорировались резьбой и такие традиционные пред-
                                                  меты, как прялки, швейки, веретена.

                                                      Мастерицы коми изготавливали тканые и вязаные
                                                  вещи, украшая их орнаментом. Используемые в орнаменте
                                                  элементы (рога оленя или барана, сорочья лапка, цветы),
                                                  встречающиеся в прикладном искусстве соседей коми –
                                  русских, удмуртов, ненцев, свидетельствуют о его древних истоках.
                                     Неотъемлемой частью народного костюма является пояс. С поясом
                                  связаны различные народные поверья: если у человека в лесу развязался
                                  пояс – его может похитить лесной дух; пояс бережет от дурного глаза.
                                  Ткать пояса должна была уметь каждая женщина.
                                     Ткали пояса из шерстяной крученой многоцветной пряжи и льняных
                                  нитей. Пояса украшали орнаментами, зачастую восходящими к древ-
                                  ним сакральным символам. Этнографы отмечают, что у коми-пермяков
                                  существовали различные способы ткачества поясов («на ниту», «на бер-
                                  дечке», «на стане»), а у коми-зырян встречаются пояса в виде длинной
                                  и редкой сетки с крупными ячейками. Вероятно, этот способ восходит
                                  к древним представлениям, что в сетях злые духи могут запутаться и не
                                  навредят владельцу пояса. Пояса до сих пор сохраняются почти в ка-
                                  ждом доме как семейные реликвии. Большие коллекции поясов коми
                                  можно встретить в этнографических коллекциях региональных и сто-
                                  личных музеев.
                                     Взаимодействие русских и коми прослеживается на протяжении
                                  всей истории освоения края. Взаимосвязи отразились в хозяйственных
                                  постройках (коми, например, заимствовали у русских овин, а русские
                                  переняли у коми охотничью постройку чамью, в которой хранились
                                  продукты охотников и добытая дичь и пушнина); в одежде (этнографы
                                  отмечают общность в составе, покрое, назначении, украшении народно-
                                  го костюма и головных уборов).
                                     Как отмечает профессор Г. Чагин, «взаимовлияние материальной
                                  культуры русских и коми-пермяков прослеживается на многих приме-
                                  рах. Они убеждают в том, что этнические различия в культуре русских
                                  и коми-пермяков были достаточно сглажены. Заимствованные культур-

                                  60
   57   58   59   60   61   62   63   64   65   66   67