Page 62 - Мы живем на Урале
P. 62
Жница. Кочёвский район. Известны ковши с двумя ручками – одной в виде головы
Пермский край. 1947 птицы, другой – в виде ее хвоста; солонки изготовлялись в
виде уток. Большую солонку-утку с маленькими солонка-
Традиционный костюм коми- ми-утятами уносила с собой из отчего дома каждая девуш-
пермяков. Свердловский областной ка, выходящая замуж, как залог будущего благополучия и
потомства.
краеведческий музей
Декорировались резьбой и такие традиционные пред-
меты, как прялки, швейки, веретена.
Мастерицы коми изготавливали тканые и вязаные
вещи, украшая их орнаментом. Используемые в орнаменте
элементы (рога оленя или барана, сорочья лапка, цветы),
встречающиеся в прикладном искусстве соседей коми –
русских, удмуртов, ненцев, свидетельствуют о его древних истоках.
Неотъемлемой частью народного костюма является пояс. С поясом
связаны различные народные поверья: если у человека в лесу развязался
пояс – его может похитить лесной дух; пояс бережет от дурного глаза.
Ткать пояса должна была уметь каждая женщина.
Ткали пояса из шерстяной крученой многоцветной пряжи и льняных
нитей. Пояса украшали орнаментами, зачастую восходящими к древ-
ним сакральным символам. Этнографы отмечают, что у коми-пермяков
существовали различные способы ткачества поясов («на ниту», «на бер-
дечке», «на стане»), а у коми-зырян встречаются пояса в виде длинной
и редкой сетки с крупными ячейками. Вероятно, этот способ восходит
к древним представлениям, что в сетях злые духи могут запутаться и не
навредят владельцу пояса. Пояса до сих пор сохраняются почти в ка-
ждом доме как семейные реликвии. Большие коллекции поясов коми
можно встретить в этнографических коллекциях региональных и сто-
личных музеев.
Взаимодействие русских и коми прослеживается на протяжении
всей истории освоения края. Взаимосвязи отразились в хозяйственных
постройках (коми, например, заимствовали у русских овин, а русские
переняли у коми охотничью постройку чамью, в которой хранились
продукты охотников и добытая дичь и пушнина); в одежде (этнографы
отмечают общность в составе, покрое, назначении, украшении народно-
го костюма и головных уборов).
Как отмечает профессор Г. Чагин, «взаимовлияние материальной
культуры русских и коми-пермяков прослеживается на многих приме-
рах. Они убеждают в том, что этнические различия в культуре русских
и коми-пермяков были достаточно сглажены. Заимствованные культур-
60