Page 28 - Мурзин А. Э.«Уральская толерантность». Культура межнационального единства в регионе
P. 28
заны между собой невидимыми нитями, объединяющими
их в единый социокультурный организм. Как у целостного
образования у уральской жизни начинали проступать общие
очертания, единый неповторимый облик. Урал может быть
определен не только как особая территория с конкретными
географическими координатами, природно-климатическими
условиями, производственной специализацией или админи-
стративными границами, но и в качестве территориального
образования, имеющего внутреннее основание своего раз-
вития, свою историю и индивидуальный облик»29.
Рост уральского самосознания становится заметным
в пореформенное время, в последней четверти XIX в. Это-
му способствовало строительство в 1880–1890-е гг. желез-
ных дорог (особенно Транссибирской магистрали, связав-
шей Урал с Центральной Россией), расширение внешних
связей и контактов края, втягивание его в переживаемый
страной общий процесс модернизации, которые разрушали
обособленность и известную изолированность его прежне-
го существования.
Рубеж XIX–XX вв. стал временем, когда Централь-
ная Россия и столицы как будто заново начинали откры-
вать для себя Урал. Край все больше представал перед ос-
тальной страной не только как часть бескрайней Сибири,
«кладовая недр» или поставщик металлургической про-
дукции, а как пласт незнакомой самобытной жизни. Это
ощущение принципиальности изменений, происходящих в
положении Урала, было всеобщим. «Я горжусь тем, что
открыл Урал мировой литературе», – так позднее оценивал
главное из сделанного им Д.Н. Мамин-Сибиряк, который
именно в этот период по-настоящему вступает в литерату-
ру («Приваловские миллионы» появляются в печати в
1883 г.).
29 Мурзина И. Я., Мурзин А. Э. Очерки истории культуры Урала: моногра-
фия. – Екатеринбург: Форум-книга, 2008. – С. 35.
27