Page 25 - Мурзин А. Э.«Уральская толерантность». Культура межнационального единства в регионе
P. 25
ные <…>, национальные (русские, украинцы, татары, баш-
киры, зыряне и пр.). Но, разумеется, базовое понятие «мы»
уральских рабочих определялось их общим участием в
горнозаводском производстве, комплексом возникавших в
этой связи трудовых и правовых отношений»26.
Массовая колонизация края завершилась в середине
ХIХ в. В начале ХХ в. Средний Урал стал «еще более рус-
ским и полиэтничным – одно не противоречило другому. В
городах Урала обосновались группы татар, евреев, поля-
ков, немцев, способствовавшие торгово-индустриальному
развитию. <…> Столыпинские реформы вовлекли в поток
переселений крестьян белорусов, латышей, эстонцев, нем-
цев-колонистов»27. В Пермской губернии в 1908 г. из более
3 млн. жителей русские составляли 90,9%, за ними числен-
но следовали башкиры (3,1%), коми-пермяки (3%), татары
(1,5%), черемисы (0,5%), вотяки (0,24%), вогулы (0,07%)28.
Но эти статистические выкладки, не ухватывающие
сути качественных изменений в характеристике уральско-
го населения, не должны вводить в заблуждение. Многосо-
ставность, разнородность уральской культуры не означали
отсутствие у нее внутреннего единства, но обуславливала
его сложный характер. Внутри уральского пространства
горнозаводская культура находилась во взаимодействии с
другими культурами (субкультурами): старожильческого
крестьянства, городских мещан, уральского казачества,
различных местных этнических групп. Но именно горноза-
водская культура (и не только благодаря своему хозяйст-
венно-экономическому значению) стала смысловым ядром,
26 Шкерин В. А. Указ. соч. – С. 77.
27 Головнёв А. В. Этничность и идентичность на Урале // Уральский историче-
ский вестник. № 2 (31). – 2011. – С. 42.
28 Свод данных, помещенных в «Списках населенных мест Пермской губер-
нии», изд. 1908–1909 гг. и другие краткие статистические сведения о Перм-
ской губернии. – Пермь, 1910. – С. 22–23.
24