Page 64 - Справочник активиста -юнармейца
P. 64
являют свои противоречия, и явные, когда происходит открытое
столкновение людей или групп с разными характерами и темпе-
раментами.
Межличностные конфликты – это конфронтация, возникаю-
щая в процессе коммуникативного взаимодействия индивида
с социальным окружением.
Согласно одному из наиболее распространенных подходов к
решению конфликтов, каждая такая ситуация должна быть управ-
ляема, причем так, чтобы исход конфликта имел конструктивный
характер. Для того чтобы конфликт был успешно разрешен, необ-
ходимо своевременно выявлять условия развития деструктивного
и конструктивного процесса в конфликте; искать наиболее опти-
мальные стратегии разрешения конфликта; выявлять факторы, ко-
торые способствуют достижению соглашения, которое полностью
устроит стороны конфликта. Как советуют психологи, «во всех слу-
чаях участники конфликта, столкнувшись с разногласиями по ка-
кому-либо вопросу, способны локализовать конфликт, ограничить
его определенными рамками, не допуская его эскалации и тем са-
мым управляя им».19
Современные подходы к разрешению конфликтов также под-
разумевают развитие технологий, помогающих людям увидеть и
осознать общие цели, даже тогда, когда имеют место противопо-
ложные интересы; стимулировать поиск решения, отвечающего
законным интересам субъектов конфликта. Для того чтобы сто-
роны конфликта могли услышать друг друга, необходима полная,
открытая и взаимоуважительная коммуникация между ними. Если
интересы конфликтующих сторон серьезно расходятся, необходи-
мо предлагать несколько вариантов решения проблемы, ставшей
причиной конфликта.
Как показывает практика, к конфликтам в детско-юношеском
коллективе могут привести личная неприязнь друг к другу, попыт-
ка искусственно занять лидирующую позицию в группе, соперни-
чество между членами коллектива, разница в возрасте. Задача пе-
дагога или вожатого-лидера – помочь членам детского коллектива
19 Гришина Н. В. Психология конфликта. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – С. 331.
62