Page 92 - Областной семинар «Актуальность и значимость: сборник материалов 2016
P. 92
образования. Возрастные особенности задают перечень
ограничений (эмоциональной, мотивационной,
интеллектуальной природы); возрастные возможности –
перечень требований к организации данного рода деятельности,
обеспечивающий психическое развитие и взросление учащихся.
В связи с этим, за основу типологии «возрастно-
ориентированных проектов» взята типология, предложенная А.
Юшковым и М. Эпштейн1 для уровня основного общего
образования: «проект-проба» (5-6 классы), «дизайн-проект» (7-8
классы), «проект, меняющий жизнь» (9 класс).
«Проект-проба» (5-6 классы) предполагает создание
собственного продукта, по образу и подобию уже
существующего в культуре. Создание такого типа проекта
можно рассматривать как пропедевтику проектной
деятельности. Для вовлечения обучающихся в подобного рода
деятельность, прежде всего, необходимо работать над
мотивационной составляющей. И в этом, ключевая роль
отводится личности учителя, который должен быть активным,
инициативным, владеть всеми необходимыми компетенциями.
Для инициации проектной деятельности у младших
школьников можно использовать конкурсную поддержку
подобных инициатив (например, конкурс творческих работ);
презентационную инфраструктуру (например, постоянную
выставку творческих работ); возможность практически сразу
увидеть и оценить результат своей деятельности; особый
(доверительный) стиль взаимодействия педагога с учащимися.
«Дизайн-проект» (7-8 класс) предполагает уже
самостоятельное действие, направленное на результат, отличный
от других. Возможен и иной вариант преобразования - создание
продукта с опорой на исходный прототип, но преобразованный с
учетом новых обстоятельств их применения. Например,
1Юшков А., Эпштейн М.. Как организовать учебно-исследовательскую
и проектную деятельность в школе//Учительская газета. - 16 октября
2014 года.
92