Page 92 - Областной семинар «Актуальность и значимость: сборник материалов 2016
P. 92

образования. Возрастные особенности задают перечень

ограничений  (эмоциональной,                  мотивационной,

интеллектуальной природы); возрастные возможности –

перечень требований к организации данного рода деятельности,

обеспечивающий психическое развитие и взросление учащихся.

В связи с этим, за основу типологии «возрастно-

ориентированных проектов» взята типология, предложенная А.

Юшковым и М. Эпштейн1 для уровня основного общего

образования: «проект-проба» (5-6 классы), «дизайн-проект» (7-8

классы), «проект, меняющий жизнь» (9 класс).

«Проект-проба» (5-6 классы) предполагает создание

собственного продукта, по образу и подобию уже

существующего в культуре. Создание такого типа проекта

можно рассматривать как пропедевтику проектной

деятельности. Для вовлечения обучающихся в подобного рода

деятельность, прежде всего, необходимо работать над

мотивационной составляющей. И в этом, ключевая роль

отводится личности учителя, который должен быть активным,

инициативным, владеть всеми необходимыми компетенциями.

Для инициации проектной деятельности у младших

школьников можно использовать конкурсную поддержку

подобных инициатив (например, конкурс творческих работ);

презентационную инфраструктуру (например, постоянную

выставку творческих работ); возможность практически сразу

увидеть и оценить результат своей деятельности; особый

(доверительный) стиль взаимодействия педагога с учащимися.

«Дизайн-проект» (7-8 класс) предполагает уже

самостоятельное действие, направленное на результат, отличный

от других. Возможен и иной вариант преобразования - создание

продукта с опорой на исходный прототип, но преобразованный с

учетом новых обстоятельств их применения. Например,

1Юшков А., Эпштейн М.. Как организовать учебно-исследовательскую

и проектную деятельность в школе//Учительская газета. - 16 октября

2014 года.

92
   87   88   89   90   91   92   93   94   95   96   97