Page 73 - Урал. Человек. Истоки/ Педагогический альманах. Книга 5
P. 73
72 ТРАДИЦИИ ЗЕМЛИ УРАЛЬСКОЙ
дение ребенка к культуре современного ему общества, имеющей глубин-
ные духовно-нравственные традиции. Стать субъектом культуры можно
только приняв ее глубинные основания – истоки, выстраивая собственное
развитие как свое жизнетворчество в ее контексте. Мир духовных ценнос-
тей личности, нравственные качества – результат активной деятельности
самого ребенка, дающей силу жить новым для себя образом. Для освоения
и принятия личностью ценностей необходимы специальные условия, обес-
печивающие высокую познавательную активность, эффективное общение
всех участников образовательного процесса друг с другом.
Этому способствует система активных форм обучения (АФО) – тре-
нингов как важной составляющей части уроков. Каждая последующая ак-
тивная форма логически вытекает из предыдущей, развивая достигнутый
уровень как в содержательном плане, так и в плане развития способностей
учащихся. Данные технологии позволяют уйти от назидательности в обу-
чении, формируют коммуникативные умения, делают образовательный
процесс более результативным.
Материал учебного пособия построен в соответствии с учебными
четвертями: «Родные образы», «Традиции слова», «Традиции дела»,
«Традиции праздника».
Содержание раздела «Родные образы» обращает школьников к тради-
ционным образам, которые для многих поколений наших предшественни-
ков были самыми близкими и дорогими. Работа с детьми по исследованию
народной традиции почитания родителей, ценности крепкой и большой
семьи начинается с обращения к генеалогии, с изучения родословной
книги, знакомства с историей происхождения уральских фамилий.
В разделе «Традиции слова» школьники обращаются к традициям
слова-чествования, слова-поздравления. Знакомясь с правилами поведе-
ния, обычаями, ребята осознают, что словам всегда придавалась огромная
ценность – словами не разбрасывались. Нередко слова сопровождались
духовными и нравственными подвигами.
В разделе «Традиции дела» ребята знакомятся с традициями труда
и служения Отечеству, изучение которых позволяет выявить и понять
смысл тех видов деятельности, которые дошли до наших дней и не поте-
ряли своего значения.
При изучении раздела «Традиции праздника» дети осознают объеди-
няющее значение праздников, их исторические и организационные осо-
бенности, учатся распределению ролевых функций каждого участника.
Каждый раздел делится на параграфы, которые имеют свое построение,
позволяющее реализовать принципы дифференциации и вариативности
образования:
– эпиграф;
– учебная статья;