Page 79 - Урал. Человек. Истоки/ Педагогический альманах. Книга 4
P. 79
78 ТЕМА «УРАЛЬСКИЕ МАСТЕРА»
– Захотелось вам самим попробовать стать художником?
– Захотелось ли вам узнать об этом интересном промысле?
3. Работа с учебником
– Какие подносы изготовляли на Урале? Чем они отличались друг от
друга?
– Назовите фамилии тагильских мастеров, создававших подносы. Как
вы понимаете слово «династия»?
МК. Слово «династия» помещается на доску. Рядом с ним помещается
схема, расшифровывающая слово: дети – подмастерья, отец – мастер.
Акцентируется внимание детей на преемственности труда, благодаря
которому сохранялись профессиональные секреты. Уникальность под-
носам придавалась не только за счёт знаменитого хрустального лака.
Исаак Фёдорович Худояров был прекрасным цветоводом, он выращивал
диковинные для Урала садовые цветы.
4. Встреча с представителями трудовых династий
Далее следует рассказ о трудовых династиях, которые живут в родных
для ребят местах. Если сами ребята живут в семьях потомственных пред-
ставителей той или иной профессии, об этом следует поговорить особо.
Лучше организовать встречу с родителями или старшим поколением
семьи ученика. Если учитель не владеет нужной информацией, можно
предложить ребятам творческое задание.
5. Коллективная творческая работа
Мы попадаем в мастерскую по изготовлению подносов. Мастер-куз-
нец выковал форму, загнул борта. Затем поднос отшлифовали, покрыли
темной краской – грунтом, потом олифой и поставили в печь для закалки.
Закаленный поднос покрывали черным лаком, еще раз сушили в печи,
окрашивали фон и отдавали на роспись. Мы с вами попробуем расписать
поднос. Используйте для сюжета цветочную тему, а можете изобразить
и сцены из жизни вашей семьи или героев сказов Бажова, о которых мы
с вами говорили на прошлом занятии. При этом вам важно согласовать
свою работу так, чтобы выполнить её вместе: один придаст подносу ориги-
нальную форму, придумает оформление краёв подноса из цветной бумаги
или трафарет, а другой нарисует в центре подноса композицию. (Если
ребята не будут успевать сделать работу полностью, её можно закончить
на уроках ИЗО или технологии.)
6. Подведение итогов
Нижнетагильский промысел росписи по металлу сохранился до сих