Page 79 - Урал. Человек. Истоки/ Педагогический альманах. Книга 4
P. 79

78 ТЕМА «УРАЛЬСКИЕ МАСТЕРА»

    – Захотелось вам самим попробовать стать художником?
    – Захотелось ли вам узнать об этом интересном промысле?

    3. Работа с учебником
    – Какие подносы изготовляли на Урале? Чем они отличались друг от
друга?
    – Назовите фамилии тагильских мастеров, создававших подносы. Как
вы понимаете слово «династия»?

    МК. Слово «династия» помещается на доску. Рядом с ним помещается
схема, расшифровывающая слово: дети – подмастерья, отец – мастер.
Акцентируется внимание детей на преемственности труда, благодаря
которому сохранялись профессиональные секреты. Уникальность под-
носам придавалась не только за счёт знаменитого хрустального лака.
Исаак Фёдорович Худояров был прекрасным цветоводом, он выращивал
диковинные для Урала садовые цветы.

    4. Встреча с представителями трудовых династий
    Далее следует рассказ о трудовых династиях, которые живут в родных
для ребят местах. Если сами ребята живут в семьях потомственных пред-
ставителей той или иной профессии, об этом следует поговорить особо.
Лучше организовать встречу с родителями или старшим поколением
семьи ученика. Если учитель не владеет нужной информацией, можно
предложить ребятам творческое задание.

    5. Коллективная творческая работа
    Мы попадаем в мастерскую по изготовлению подносов. Мастер-куз-
нец выковал форму, загнул борта. Затем поднос отшлифовали, покрыли
темной краской – грунтом, потом олифой и поставили в печь для закалки.
Закаленный поднос покрывали черным лаком, еще раз сушили в печи,
окрашивали фон и отдавали на роспись. Мы с вами попробуем расписать
поднос. Используйте для сюжета цветочную тему, а можете изобразить
и сцены из жизни вашей семьи или героев сказов Бажова, о которых мы
с вами говорили на прошлом занятии. При этом вам важно согласовать
свою работу так, чтобы выполнить её вместе: один придаст подносу ориги-
нальную форму, придумает оформление краёв подноса из цветной бумаги
или трафарет, а другой нарисует в центре подноса композицию. (Если
ребята не будут успевать сделать работу полностью, её можно закончить
на уроках ИЗО или технологии.)

    6. Подведение итогов
    Нижнетагильский промысел росписи по металлу сохранился до сих
   74   75   76   77   78   79   80   81   82   83   84