Page 36 - Урал. Человек. Истоки/ Педагогический альманах. Книга 4
P. 36
Занятие 8. «ДЕРЕВНЯ» 35
– Какие сравнения использовал автор в описании полей? (поле вол-
нами уходит, затем тонет, автор сравнивает с гладью моря).
– Добавьте свои сравнения, подберите имена прилагательные, которые
помогут ярко охарактеризовать поле, почувствовать ваше отношение к
нему.
– Прочитайте описание села. Почему церковь в центре села Мамин-
Сибиряк называет матерью?
Важно обратить внимание детей на особенности названий сельских
поселений, выделить главное отличие села от деревни: село – крупное
крестьянское селение, где есть церковь. Если церкви нет, то это деревня.
Трудовой день в деревне начинается рано и заканчивается после захо-
да солнца. Но труд, навык к нему придает жизни устойчивость, создает
твердую основу. Все результаты жизни зависят от труда. «Что посеешь,
то и пожнешь» – гласит пословица. Честный труд – основа человеческой
жизни. Учились трудовым навыкам как в семье, так и в крестьянской об-
щине, во время помочей – общественных работ – в течение всей жизни.
2. Социокультурный тренинг (АФО) – работа в парах
• индивидуальный этап
Прочитайте пословицы. Подчеркните те, которые говорят о трудолю-
бивом человеке.
В труде рождаются герои.
Кто любит прохлаждаться, тому голодным оставаться.
Кто ленив с сохой, тому всё год плохой.
Будешь трудиться – будет у тебя хлеб водиться.
Пахарю земля – мать, а ленивому – мачеха.
• работа в парах
Ребята, обсудите варианты каждого и придите к общему решению.
• коллективная работа
После обсуждения ученики записывают пословицы о трудолюбии в
тетрадь. По желанию ребята могут проиллюстрировать эти пословицы.
3. Социокультурный тренинг (АФО)
«Уральская деревня – это ...»
4. Подведение итогов
В конце занятия можно прочитать ребятам стихотворение Л. Бахте-
ревой «Моя деревня»: