Page 36 - Урал. Человек. Истоки/ Педагогический альманах. Книга 4
P. 36

Занятие 8. «ДЕРЕВНЯ»                                           35

    – Какие сравнения использовал автор в описании полей? (поле вол-
нами уходит, затем тонет, автор сравнивает с гладью моря).

    – Добавьте свои сравнения, подберите имена прилагательные, которые
помогут ярко охарактеризовать поле, почувствовать ваше отношение к
нему.

    – Прочитайте описание села. Почему церковь в центре села Мамин-
Сибиряк называет матерью?

    Важно обратить внимание детей на особенности названий сельских
поселений, выделить главное отличие села от деревни: село – крупное
крестьянское селение, где есть церковь. Если церкви нет, то это деревня.

    Трудовой день в деревне начинается рано и заканчивается после захо-
да солнца. Но труд, навык к нему придает жизни устойчивость, создает
твердую основу. Все результаты жизни зависят от труда. «Что посеешь,
то и пожнешь» – гласит пословица. Честный труд – основа человеческой
жизни. Учились трудовым навыкам как в семье, так и в крестьянской об-
щине, во время помочей – общественных работ – в течение всей жизни.

2. Социокультурный тренинг (АФО) – работа в парах

    • индивидуальный этап
    Прочитайте пословицы. Подчеркните те, которые говорят о трудолю-
бивом человеке.

В труде рождаются герои.
Кто любит прохлаждаться, тому голодным оставаться.
Кто ленив с сохой, тому всё год плохой.
Будешь трудиться – будет у тебя хлеб водиться.
Пахарю земля – мать, а ленивому – мачеха.

• работа в парах
Ребята, обсудите варианты каждого и придите к общему решению.

    • коллективная работа
    После обсуждения ученики записывают пословицы о трудолюбии в
тетрадь. По желанию ребята могут проиллюстрировать эти пословицы.

3. Социокультурный тренинг (АФО)
«Уральская деревня – это ...»

    4. Подведение итогов
    В конце занятия можно прочитать ребятам стихотворение Л. Бахте-
ревой «Моя деревня»:
   31   32   33   34   35   36   37   38   39   40   41