Page 35 - Урал. Человек. Истоки/ Педагогический альманах. Книга 4
P. 35

34 ТЕМА «РОДНОЙ ОЧАГ»

никулы, ездят в гости в сельскую местность. Они рассказывают о своих
впечатлениях от поездки в деревню. Учитель благодарит ребят за инте-
ресный рассказ.

    Учитель: Благодаря интересным рассказам ребят мы с вами оказались
на деревенской улице. Рассмотрите её, чем она отличается от городских
улиц.

    Ребята отвечают, а учитель дополняет их рассказ, который сопровож-
дает показом слайдов или фотографий.

    Общий текст.
    Учитель: Избы выстраивались по одной прямой линии, образуя ули-
цы. На улицу выходят три окна. Окна украшены наличниками. Каждый
хозяин стремился сделать их неповторимыми. Жизнь крестьян тесно
связана с природой, поэтому в украшениях наличников, ворот использу-
ется изображение солнца – источника света и жизни. Распространённым
символом светила был круг в различных вариантах: круг, круг с точкой
в центре, круг в виде колеса со спицами, круг с цветком- розеткой. Вода
обозначается кругом синего цвета с серединой внутри круга. У земли и
неба есть свои знаки – квадрат, прямоугольник, ромб с крестом, решё-
точкой, с точкой внутри. Селяне используют в украшениях своего дома
растительность и образы животных. У некоторых хозяев встречается
символ мира, спокойствия – образ голубя.
    Изба и хозяйственные постройки обычно строились на одной линии,
их соединяли ворота под общей крышей, доски в которых располагались
вертикально. Соединяясь с оградами и заборами, фасадами домов, ворота
придают улице вид и порядок, в то же время выделяют каждый двор. Поп-
робуйте представить себе сельскую улочку без ворот с калитками и огра-
дами... Они организуют улицу, придают поселению облик регулярности.
Ворота обозначают границу между частным и общественным владением.
Как говорится, от ворот поворот...
    На наружных дверях не было замков. Ворота никогда, даже на ночь,
не запирались.
    Ребятам можно дать творческое задание – украсить наличники окон узо-
рами, символизирующими, на их взгляд, добро и благополучие. Это задание
можно выполнить на уроке, а можно дать и как домашнее задание.

    МК. Такая тема включена в программу по ИЗО для начальной школы,

таким образом, можно сделать этот урок интегрированным.

    Учитель : Уральские деревни располагались вдоль рек. Давайте от-
кроем учебник и прочитаем об этом.

    После чтения учитель предлагает ответить на вопросы и выполнить
задания:
   30   31   32   33   34   35   36   37   38   39   40