Page 33 - Урал. Человек. Истоки/ Педагогический альманах. Книга 4
P. 33
32 ТЕМА «РОДНОЙ ОЧАГ»
– А где в избе находились дети? Если в доме был малыш, для него
подвешивали люльку, дети постарше спали на полатях или на печке. Но
недаром говорят: «Красна весна цветами, а дом делами. Маленькое дело
лучше большого безделья». Под полатями находился хозяйственный угол,
где занимались ремеслом, хранили инструменты.
МК. Свой рассказ учитель сопровождает показом экспонатов музея –
предметов крестьянского быта. Можно послушать и русские народные
песни о быте крестьян.
2) Основной этап – ресурсный круг
«В крестьянском доме я увидел (услышал, почувствовал) …»
3) Рефлексия
В завершение занятия учитель задаёт вопрос: чем похожи крестьянская
изба и ваш дом, в котором живёте вы, ваши близкие?
Ребята отвечают.
Вижу: Порядок и чистоту, лица родных и близких, иконы, мама готовит,
кухня, много созданного своими руками, как бабушка топит печь, как все
обедают за одним столом.
Слышу: голоса, детский смех, общаются люди, мурлыканье котенка,
песню мамы, играют дети.
Чувствую: доброту, запах хлеба, он защищает и укрывает от холода и
дождя, от злого слова и беды, уют и тепло, чувствую, как мои предки жили
в этом доме, запах пирогов, мы – дружная семья.
3. Подведение итогов
В крестьянских домах держались строгих правил. Глава семьи – муж-
чина. Все от мала до велика знали: «Труд – отец богатства, земля – его
мать». Детей в семье любили, отводили в доме самое светлое, тёплое место,
но с малых лет приучали к труду и порядку. Я думаю, это правило жизни
в семье сохранилось и в ваших семьях.
Учитель благодарит детей за хорошую работу.
Занятие 8. «ДЕРЕВНЯ»
МК. Это занятие не может быть построено одинаково для жителей горо-
да и деревни, т.к. учащиеся имеют разный жизненный опыт, у них разная
социокультурная среда. Авторы учебного пособия учли эти особенности,
и параграф учебника состоит из повествовательного текста «Возникно-
вение деревень на Урале» и текста – воспоминания старожилов деревни