Page 34 - Урал. Человек. Истоки/ Педагогический альманах. Книга 4
P. 34
Занятие 8. «ДЕРЕВНЯ» 33
Аверино Сысертского района. Эти тексты можно использовать как для
основного, так и для дополнительного чтения на уроке в зависимости от
места жительства ребят класса. При построении конспекта занятия эти
особенности учитывались в разных вариантах беседы.
Задачи:
• социокультурное наполнение категории «деревня»;
• развитие умения работать в паре, в круге;
• воспитание любви к малой родине.
Обеспечение:
• фотографии домов, улиц родной деревни (для деревенских жите-
лей);
• для городских детей фотовыставка или выставка рисунков «Лето в
деревне!»
• карточки для работы в парах;
• Мурзина И.Я., Наумова Т.М. Мир родного Урала: Учебное пособие
для начальной школы. – Екатеринбург, 2005. – С. 26–29.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Присоединение
– Почти пять веков назад появились на Урале первые крестьянские
поселения. Здесь обрабатывали землю, выращивали домашних животных,
занимались ремеслом и рукоделием. В деревне сложился свой уклад жиз-
ни, подчинённый законам природы, свои традиции, которые передавались
из поколения в поколение. На нашем занятии мы услышим историю
уральских деревень, увидим творения мастеров – умельцев, почувствуем
особую заботу и любовь к родной земле.
1) Основной этап. Беседа
1-й вариант
Основную часть фронтальной работы на занятии в сельской местности
учитель посвятит рассказу о родных для ребят местах, их достопримеча-
тельностях. Возможно, это будет встреча с односельчанами, которые могут
рассказать учащимся о прошлом их родных мест, о людях, которые свои-
ми делами прославили их деревню. Свой рассказ учитель иллюстрирует
стихотворениями местных поэтов или самих ребят.
Занятие можно завершить ресурсным кругом (рефлексией) «Моя де-
ревня – это ... (красивые места, святой источник, обустроенный родник,
трудолюбивые люди и т.д.)
2-й вариант
В городской школе занятие начинают ребята, которые проводят ка-