Page 32 - Урал. Человек. Истоки/ Педагогический альманах. Книга 4
P. 32
Занятие 7. «В КРЕСТЬЯНСКОЙ ИЗБЕ» 31
риветствовали бы словами: «Бог в помощь» или «Помогай Бог». Что мы
видим вокруг себя? (Дети называют.)
Учитель вместе с детьми подходит к красному углу, подготовленный
ребёнок или учитель читают отрывок из стихотворения А. Ситковского
«Всё лучшее, что есть на свете»:
Всё лучшее, что есть в природе
И всюду, где мы не найдём,
Как в русском повелось народе,
Мы красным искони зовём.
Есть в каждом доме красный угол,
Почётный, праздничный, для тех,
Кто честь имеет быть нам другом,
С кем делим горе и успех!
Учитель: Где располагался красный угол? На солнечной стороне, так,
чтобы входящий мог его сразу увидеть. Что находится в красном углу?
(Иконы, расположенные на полочке, или божнице. Полочка украшалась
вышитыми полотенцами, букетиком вербы). Перед святыми образами
горели лампадки.
Под образами за общим столом сидел глава семьи. Все сидели на лавках
за одним столом и ели из одной посуды. Сначала – глава семьи, а потом
все остальные.
Учитель: А что было главным в крестьянской избе? Конечно, печь-
кормилица. Давайте обратимся к учебнику на стр. 23 и прочитаем о том,
как украшали печь.
После чтения ученикам можно предложить рассмотреть рисунки
уральской домовой росписи, прочитать пословицы о доме. Одну пословицу
ребята по желанию объясняют.
• Не красна изба углами, а красна пирогами.
• Не нужен клад, коли в семье лад.
• В гостях хорошо, а дома лучше.
• Где любовь да согласие, там и двор красен.
Запишите одну пословицу на альбомный лист, дома оформите странич-
ку красивыми орнаментами или иллюстрациями к этой пословице.
Учитель: Угол перед печью – кухонный, или кутный. Его хозяйкой
была женщина. В кутном углу хранилась посуда, кухонные принадлеж-
ности. Заходить сюда посторонним считалось неприличным.
По желанию ребята могут прочитать стихотворение Ксении Некра-
совой «Изба».
Учитель: Что автор стихотворения называет у печки «ярко-красною
душой»? Почему использовано такое сравнение?