Page 224 - Урал. Человек. Истоки/ Педагогический альманах. Книга 4
P. 224

Занятие 8. «ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА»  223

    Как же разум, воля и слово проявляются в образе человека? Мы можем
увидеть разум, ум человека, его мудрость? (Ответы детей.)

    Вспомните, когда мы рассматривали образ защитника Отечества, то
одним из внутренних качеств этого образа мы выделили его мудрость. Ещё
раз посмотрите на образ Александра Невского, на образ маршала Георгия
Константиновича Жукова. (Показываются портреты.)

    – Можно ли увидеть, что оба этих образа обладают мудростью? Всмот-
ритесь внимательно в их взгляд. Это взгляд глубокий, как бы взгляд из-
нутри человека, он полон раздумий, размышлений. Значит, внутренние
качества проявляются и внешне, нужно только внимательно присмот-
реться к ним. Они проявляются во взгляде, в движениях человека, в его
поведении, в его словах.

    – Как мы можем определить, добрый это человек или не очень? (По
лицу – доброе выражение, улыбка, добрый и ласковый голос, добрые
слова и т.д.)

    – А может ли ваша мама узнать о том, что вы получили сегодня в школе,
по вашему внешнему виду? (Ответы детей.)

    Да, ребята, внешний и внутренний образ человека всегда связаны между
собой, причём, внутренние качества всегда влияют на внешний образ.
Всмотритесь в окружающих вас людей, в себя – и вы это увидите.

    Скажите, пожалуйста, можете ли вы определить, какими внутренними
качествами обладает этот образ, образ человека-труженика? (Показы-
вается иллюстрация или фотография человека-труженика в работе,
например, пахаря, кузнеца, повара, врача, учителя и т.д.) (Трудолюбием,
добротой, мудростью, любовью и т.д.)

    Образ человека-труженика отличают такие внутренние качества, кото-
рые проявляются в его поступках, как ответственность, целеустремленность,
добросовестность, терпение, умение, творчество, желание делать свою ра-
боту с душой, вера в своё дело. Хороший работник тот, кто обладает этими
качествами. Недаром народная мудрость гласит: «Землю солнце красит, а
человека – труд»; «Смотри дерево в плодах, а человека – в делах».

    МК. Для детей более старшего возраста возможно дополнительно
рассмотреть женский и мужской образы с выделением различий во
внешнем образе и сходством внутреннего образа. Вывод: внутренние
качества характеризуют любого человека. Важно постоянно работать
над собой, развивая лучшие свои внутренние качества всю жизнь. Наши
предки внутренние качества человека ценили выше внешних.

    2) Основной этап – работа в паре
    – Как вы думаете, отличается ли человек от других живых существ?
(Ответы детей.)
   219   220   221   222   223   224   225   226   227   228   229