Page 169 - Урал. Человек. Истоки/ Педагогический альманах. Книга 4
P. 169
168 ТЕМА «СЛОВО»
вайте свой выбор. (Учитель организует высказывания детей, уточняет с
детьми смысл пословицы, найденных слов, оценивает работу детей.)
3) Рефлексия
• Понравилась ли вам эта работа?
• Что нового вы узнали во время этой работы?
3. Социокультурный тренинг (АФО) № 2
1) Подготовительный этап. Беседа, работа с учебником
– «Без дела жить – только небо коптить» – так считали наши прадеды.
Они с ранних лет приучали детей к повседневному труду, поручали заботы
о домашнем хозяйстве, обучали ремеслу. Из поколения в поколение пере-
давался этот трудовой опыт – как ухаживать за землёй, за растениями, за
животными, как рукодельничать, плотничать. В старые времена это умели
делать все. И нам, живущим в XXI веке, достался опыт наших предков:
многие из нас умеют трудиться на земле, выращивают богатые урожаи и
прекрасные цветы, с любовью ухаживают за домашними животными, вя-
жут оригинальные симпатичные вещи, шьют и вышивают замечательную
одежду, строят красивые дома…
– Обратите внимание, ребята, что, несмотря на тяготы повседневного
труда, наши предшественники высоко ценили то, что получалось в ре-
зультате их усердного труда. Красота в повседневности – одна из самых
важных сторон русского быта: золотое ухоженное поле, чистый и сытый
конь, ладные дома и красавицы-церкви, сложные и затейливые изделия
из глины, дерева или металла, ткани с разными узорами, яркая вышивка,
тонкие кружева.
– Посмотрите на изображение на стр. 61 учебника. (Учитель обращает
внимание на украшение прялки, часов, туеска, плетеной корзины.)
МК. Далее можно продемонстрировать рукотворные изделия или
иллюстрации с изображением результатов труда плотника, кузнеца, ру-
кодельниц-мастериц, мастеров росписи (подносы, расписные игрушки)
и т.д. (На доску вывешивается видеоряд или выставляются изделия.)
– Почему такое значение придавалось красоте? (Размышления де-
тей.)
Потому, что всё делалось с желанием порадовать близких и окружаю-
щих людей, чтобы подарить людям светлую радость, а значит, с добром и
любовью к этим людям. Всё делалось по совести – честно и добросовестно.
«Рукам – работа, душе – праздник» – так считали у нас на Руси.
Вспомните, не этими ли качествами отличается золотое сердечко?
Откройте учебник на стр. 54.