Page 168 - Урал. Человек. Истоки/ Педагогический альманах. Книга 4
P. 168

Занятие 7. «СЛОВО “ТРУД” И СЛОВО “ПОДВИГ”»  167

Прапрадед сказал сурово:
– Останется жить в веках
Надёжное это слово!
Вместе с словами: мать,
Правда,
Народ,
Россия –
Пойдёт да пойдёт шагать,
Всё зло, что ни есть, осиля.

    – Так почему же дана такая характеристика слову «труд»? (Размыш-
ления детей.)

    Действительно, трудом можно всё преодолеть, всё осилить. А орудия
труда, которыми пользуются у нас на Урале, чаще всего сделаны из железа.
На Урале труд многих рабочих профессий связан с железом – горняков,
добывающих железную руду из недр земли, сталеваров, плавящих из
руды металл, кузнецов, делающих из металла много полезных вещей. Вот
почему поэтесса дала такую характеристику этому слову. А надёжность
его в том, что только трудом жив человек. Не только руками или головой
трудится он всю жизнь, но и всей своею душой.

    – Откройте учебник на стр. 52.
    Прочтите пословицу на этой странице. («Не знают скуки золотые
руки».)
    Как вы её понимаете? (Ответы детей.)
    – А теперь я прочту отрывок из стихотворения Николая Алексеевича
Заболоцкого, а вы внимательно слушайте и следите по тексту за моим
чтением. (Учитель читает текст, поясняет непонятные слова и смысл
всего текста.)

    2) Основной этап – работа в паре
    – Давайте теперь обратимся к стр. 53.
    Самостоятельно просмотрите всю страницу и найдите слова, связанные
с нашей темой. («Терпение и труд всё перетрут», труд, работа, терпение,
утро (начинается работа обычно утром), полёт (труд лётчиков), терем
и т.д.)
    Обменяйтесь с соседом по парте мнениями, используя карточки-под-
сказки, и выработайте общее мнение. (Дети выполняют задание.)
    Договоритесь, кто из вас будет представлять ваше общее мнение.

    • обсуждение в классе
    – Так какие же слова связаны со словом труд? Называйте и обосновы-
   163   164   165   166   167   168   169   170   171   172   173