Page 134 - Урал. Человек. Истоки/ Педагогический альманах. Книга 4
P. 134
Занятие 1. «СЛОВО – ДРАГОЦЕННЫЙ ДАР» 133
Так что такое слово? Подумайте.
Давайте обменяемся мнениями по этому вопросу.
Напоминаю правила работы в круге: внимательно слушать и смотреть
на того, кто говорит, говорить кратко, высказываться по порядку, переда-
вать слово в ладошку.
Итак, что такое слово? Своё высказывание начните такими словами:
«Слово – это…».
Сегодня первому предоставим слово тому, кто слева от меня.
(Дети по очереди делятся своими мнениями, последним высказыва-
ется учитель. Учитель выделяет главное в высказываниях детей.)
– Итак, сегодня мы с вами будем говорить о СЛОВЕ.
Мы услышим, что главное в слове, увидим старинные и современные
слова и почувствуем уважительное отношение к нашему родному слову.
(Дети садятся за парты.)
2. Социокультурный тренинг (АФО)
1) Подготовительный этап. Беседа
– Есть такая игра – «Молчанка». Её участники договариваются молчать
как можно дольше. Проигрывает тот, кто первый заговорит. Игра шут-
ливая, но в ней большой смысл. Лишиться речи даже на самое короткое
время, оказывается, очень трудно.
– Почему? (Ответы детей.)
– Действительно, хочется поделиться своими впечатлениями, услы-
шать мнение другого, спросить о чём-то важном, но по правилам этой
игры нельзя. Все как воды в рот набрали и молчат.
– С тех пор, как на Земле живёт человек, звучит и слово. В Библии ска-
зано, что Слово было, есть и будет всегда: «В начале было Слово, и Слово
было у Бога...». И оно было даровано – подарено только человеку.
– Как вы думаете, зачем? (Чтобы общаться друг с другом.)
Я согласна с вами. Слово – это исток, начало речи, это то, с помощью
чего мы общаемся в окружающем мире. Словом мы обозначаем всё то, что
вокруг себя видим, слышим и даже чувствуем – предметы, их свойства,
действия. На уроках обучения грамоте мы обо всём этом говорили или
будем говорить. На занятиях «Азбуки истоков» нам важно понять, какое
значение имеет слово для человека, как оно влияет на его жизнь.
– Почему же в общении с другими людьми мы пользуемся словами? Что
же самое главное в слове? (Передаём мысли. Главное в слове – смысл,
значение.)
– Какой смысл у слова «школа»? (Учитель предлагает для примера
рассмотреть значения нескольких слов.)
– Мы с вами уже знаем, что слово, которое мы произносим, состоит из
звуков, а которое пишем – из букв.