Page 135 - Урал. Человек. Истоки/ Педагогический альманах. Книга 4
P. 135

134  ТЕМА «СЛОВО»

    Есть слова, которые произносятся одинаково, например, коса, лук,
ручка, ключ, но они отличаются по смыслу, по значению.

    Как вы думаете, какие значения есть у слова «коса»? (Песчаная отмель,
острый кривой нож или электронож для срезки травы, заплетенные
длинные волосы.)

    – Вспомните, как живут звуки и буквы в слове? (Дружно, в мире и
согласии, в ладу друг с другом.)

    – Согласна с вами, и, если мы вдруг путаем или пропускаем буквы и
звуки в словах, то сразу же меняется и их смысл. Попробуйте, изменив
один звук в слове, создать новое, совсем другое по смыслу, слово. (На-
пример, кот крот; мак лак, рука река и т.д.)

    – Слово соединяет нас не только с теми, кто радом с нами, слово может
соединить и с теми, кто далеко от нас. Каким образом? (Через письмо, по
телефону.) Но самое удивительное то, что слово соединяет нас с далёким
прошлым – через старинные народные сказки, пословицы, поговорки,
песни; книги, которые были написаны в те далекие времена. Их слушали
и понимали и в старые времена наши прапрапрабабушки и прапрапраде-
душки, и в наше время нынешние бабушки и дедушки, ваши родители, мы
с вами. Слушая сказки, читая книги, мы узнаём, как жили наши предки,
что для них было важно в жизни, как они трудились, что они любили. Вот
какой замечательный невидимый мост создаёт слово.

    – Как вы считаете, а наши предки пользовались теми же словами, что
и мы, или другими? (Ответы детей.)

    Большинство слов, которыми мы пользуемся в наше время, сохра-
нились с давних времён. Наш народ бережно хранил своё слово, свой
русский язык. И поныне слова, данные нам в наследство, удивляют нас
своей неповторимостью, своим звучанием, своим смыслом.

    Например, слово «врата» – старинное или современное? (Учитель
даёт пояснения, называет аналогичное слово в современном русском
языке, приводит ещё несколько примеров, подготавливая детей к работе
в активной форме.)

    2) Основной этап – работа в паре
    Сумеете ли вы самостоятельно отличить старинные слова от совре-
менных?
    Попробуйте порассуждать, какие слова говорились только в старину,
какие – только в наше время, а какие пришли в современный русский
язык из далёкого прошлого.

    • индивидуальная работа
    Учитель : Возьмите из конвертов карточки для выполнения задания
и набор слов, записанных на полосках бумаги.
   130   131   132   133   134   135   136   137   138   139   140