Page 130 - Урал. Человек. Истоки/ Педагогический альманах. Книга 4
P. 130
Методический комментарий 129
ется по пяти аспектам качества образования в рамках социокультурного
системного подхода к истокам в образовании (см. таблицы на стр. 177,
228).
Содержательный аспект
Программа выделяет для каждой темы основную идею. Учителю важно
видеть взаимосвязь этих идей и их преемственность от темы к теме, от
года к году.
В соответствии с главной идеей программы понятия «Родина», «моя
малая Родина – Урал» являются центральными. Они формируются,
обогащаются в течение всех лет обучения, вокруг них выстраивается все
содержание.
Понятия «родители», «святое слово», «жить», изучаемые в теме «Сло-
во», позволяют детям осознать смысл жизни человека как труд на благо
Родины, подвиг во славу Отечества. А понятие «образ Родины» вначале
формируется у детей на основе близких им образов – образов природы
(родника), человека (матери, защитника Отечества). При этом удержи-
вается взаимосвязь всех этих понятий.
Освоение категорий «слово» и «образ» продолжается во второй год
обучения в темах «Родные просторы» (образ и название), «Уральские
мастера» (качества труженика, название орудий труда, продукты труда
мастеров), «Праздник души» (слияние слова и образа в песнях, сказках,
празднике). Третий год обучения предполагает более глубокое, прояв-
ленное в конкретных словах и образах, освоение понятий «верность»,
«вера», «честь», «подвиг», «терпение», «трудолюбие», «образы природы»,
«родники», «игры» и «забавы» и др.
Коммуникативный и управленческий аспекты
Рефлексивные вопросы по результатам активных форм предполагают,
что дети сами оценивают позитивные изменения в своем поведении – спо-
собность внимательно слушать друг друга, спокойно, достойно доказывать
свою точку зрения, вовремя справляться с заданием, проявлять терпение
и др. На первоначальном этапе для более быстрого освоения детьми тех-
нологий общения необходимо научить их работать сначала с помощью
карточек-подсказок «Я согласен с …», «Я считаю …».
Психологический аспект
Для того чтобы обеспечить интерес детей к общению, поддержать их
интеллектуальную активность и эмоциональный подъем, важно, чтобы
предлагаемые активные формы вовлекали всех в общее дело, соответству-
ющее возрасту детей. При этом важно, чтобы у них появлялось желание
совместно достигать желаемых результатов, делиться впечатлениями,
повторять успешные действия.
Социокультурный аспект
Сформированные в первой теме категории, составляющие истоки в