Page 129 - Урал. Человек. Истоки/ Педагогический альманах. Книга 4
P. 129

128  ТЕМЫ «СЛОВО» И «ОБРАЗ»

    При формировании категории «образ» важно учитывать следующие
научные положения, определяющие особенности технологии занятий:

    – образ – это «субъективная картина мира или его фрагментов, вклю-
чающая самого субъекта, других людей, пространственное окружение и
временную последовательность событий», а потому важно на занятиях
использовать рефлексивные вопросы (Какие качества я больше всего
ценю в человеке? Какое качество я хотел бы развить в себе? Какого члена
своей семьи я могу назвать человечным и почему?), создавать ситуации
привлечения индивидуального опыта ребенка (посещение родника, учас-
тие в празднике и т.п.); обращаться как к реалиям дня сегодняшнего, так
и к опыту предшествующих поколений.

    – В процессе создания образа восприятия объекта наряду с ощуще-
нием участвуют память и мышление. Образ воспринимаемого объекта
формируется как целостный только тогда, когда человек анализирует и
осмысливает объект, соотносит его с уже имеющимися у него знаниями.
Например, на занятии «Образ защитника Отечества» дети на основе зри-
тельного ряда выделяют признаки, указывающие на внешние и внутренние
качества воина-защитника, а далее на основе знания качеств они могут
вспомнить, создать обобщенный образ защитника Отечества.

    – В результате активной познавательной деятельности школьников
на занятиях формируются также и образы представления. Они по содер-
жанию богаче образов восприятия, но у разных детей они различны по
отчётливости, яркости, устойчивости, полноте. Это обусловлено инди-
видуальными различиями – ведущим каналом восприятия, мышления,
памяти (слуховым, зрительным, кинестетическим), стратегиями в поз-
нании (право-, левополушарность), системностью мышления, характери-
зующейся способностью сочетать в процессе познания анализ и синтез,
на основе частей видеть целое, осваивать начальные методы познания,
приемы исследования и т.п. Это положение учитывается на всех этапах
занятия – на этапе присоединения, во время беседы на подготовительном
этапе к активной форме, самой активной форме – в ресурсном круге (на-
пример, для ответа на вопрос, почему вода родника называется живой, не-
обходимо привлечение представлений и впечатлений детей от посещения
источников чистой воды, понимания сути народных сказок о «живой» и
«мертвой» воде; осознания значения воды в жизни природы).

    Предложенная авторами программы логика изучения этих тем: «Сло-
во» «Образ» создает условия для успешного освоения детьми такой
сложной категории, как «образ». Системность, постепенность позволяет
в дальнейшем обеспечить восприятие детьми не только внешних харак-
теристик образа, но и внутренних, требующих прочувствованного отно-
шения, личного впечатления.

    Результативность освоения обучающимися содержания темы оценива-
   124   125   126   127   128   129   130   131   132   133   134