Page 128 - Урал. Человек. Истоки/ Педагогический альманах. Книга 4
P. 128
Б.Л. Зборовская,
Екатеринбург
Àçáóêà Èñòîêîâ. 1-é ãîä îáó÷åíèÿ
Методический комментарий
Данные методические материалы представляют собой разработку сис-
темы занятий по темам «Слово» и «Образ» (2 и 3-я четверти) на основании
программы «Урал. Человек. Истоки» (1–4-й годы обучения).
При разработке занятий авторы основывались на социокультурных
принципах, принципах и методике социокультурных тренингов (актив-
ных форм), используя иллюстрации, тексты учебного пособия «Азбука
истоков».
Разработки занятий этих тем, как и предыдущей темы «Мир», пред-
назначаются не столько для первоклассников, активные формы обуче-
ния которых параллельно с обучением грамоте предложены в пособии
И.А. Кузьмина, Е.Ю. Давыдовой «Азбука истоков. Методический ком-
ментарий», сколько для первого года обучения в любом классе начальной
и основной школы.
В соответствии с особенностями обучающихся учитель может сам
определять объем содержания, форму занятий, сохраняя логику освоения
детьми основных понятий, осознания их взаимосвязей, поступательность
в формировании коммуникативных, управленческих способностей детей,
их умственного и личностного развития.
Цель системы занятий – продолжение формирования базовых, началь-
ных основ для становления целостной картины мира обучающихся.
Освоение социокультурной категории «слово» обеспечивает осознание
главного предназначения слова в жизни человека – нести добро и любовь,
связывать нас с прошлыми поколениями.
Категория «образ» дает возможность сформировать, развивать целос-
тную систему представлений о мире, людях, о себе и использовать ее в
дальнейшем в своей деятельности.
Целостное восприятие категории «слово» школьниками обеспечивает-
ся использованием категории «золотое сердечко» как средоточия самого
ценного в человеке, его «сердцевины». Основная идея темы – единство
слова и дела. В этом контексте пять талантов «золотого сердечка» пред-
ставляются как способности владеть словом – добрым, честным, словом
почитания, святым словом – и претворять его в жизни (слово «труд» и
слово «подвиг»). Акцент в изучении темы приходится на завершающее
занятие, когда категория «жить» обобщает все ранее освоенные детьми
правила слова.