Page 143 - Культурно-образовательное пространство города
P. 143
скольких измерений городского пространства: физическое
измерение (окружающее предметное и физическое про-
странство); ментальное измерение (то, что мы подразуме-
ваем под пространством, образ пространства); символиче-
ское измерение (смысл пространства, воплощенные в куль-
турных формах); социальное измерение (пространство со-
циального взаимодействия);
Опишем указанных выше элементы с точки зрения
их культурно-образовательного потенциала.
Физическое измерение мегаполиса и индустриаль-
ного города формируется в рамках одного макрорегиона –
Урала. Каждый город играет ведущую роль в образовании
агломераций – Екатеринбургской и Нижнетагильской.
Культурно-образовательный потенциал регионального об-
разовательного пространства по физико-географическому
критерию раскрывается через сеть образовательных и
культурных учреждений. В частности, Екатеринбург и
Нижний Тагил являются главными «образовательными ат-
тракторами», т.к. в городах представлены государственные
высшие учебные заведения со значительными образова-
тельными традициями. Институциональный аспект играл и
играет немаловажную роль в культурно-образовательном
пространстве городов. Напомним, что одними из первых
учреждений в появляющихся уральских городах были т.н.
«школы» (например, цифирные). Каждый район Екатерин-
бурга и Нижнего Тагила имеет (если таковая не разрушена)
сеть культурно-досуговых учреждений: «дворец культу-
ры», библиотека, досуговый клуб, спортивный комплекс
(стадион, бассейн), кинотеатр. Учреждения выполняют не-
сколько культурных и образовательных функций: комму-
никативная (трансляция наследственной информации от
одного поколения к другому); гносеологическая (познание
мира); компенсаторная и релаксационная (отдых после
трудового дня), аксиологическая. Физическое пространст-
142