Page 141 - Культурно-образовательное пространство города
P. 141

соотносит себя с несуществующим территориальным об-
разованием («державность» – СССР, царская Россия; «им-
перскость» – британский колониализм).

        В сознании жителей Екатеринбурга и Нижнего Та-
гила на протяжении более двух с половиной веков присут-
ствовало социокульткрное представление об отличности от
остальной страны, инаковости. В пиковые моменты исто-
рии, когда возникал «кризис идентичностей» (1917 или
1991 гг.) жители Урала объединялись вокруг общей идеи,
которая передавалась от поколения к поколению. Так в пе-
риод «парада суверенитетов» начала 90 гг. XX века в
Свердловской области активно обсуждалась идея создания
т.н. «Уральской республики». В этой связи можно сравни-
вать уральскую идентичность с тем, как описывал Ю. Лот-
ман древнерусскую литературу, которая имеет сильную
географическую привязку144.

        Отличительная особенность уральской региональ-
ной идентичности в том, что она «не конфликтна». Связана
это, прежде всего, с тем, что на одну и ту же территорию в
политическом, культурном, социальном плане не претен-
дует «другая» региональная идентичность. Однако кон-
фликт (социальный, политический) возможен, если на ре-
гионально значимую институцию (предприятие, организа-
цию, структуру, ведомство) претендует или «был постав-
лен» представитель другого региона. Политологи выделя-
ют, например, конфликтность взаимоотношений между
т.н. московскими управленцами и уральскими рабочими.
Последними выдвигаются тезисы об отсутствии «у чужих»
знаний и реалий конкретного предприятия – ставленников
сравнивают (в обычной речи) с «варягами», что они «при-
шлые».

144 Лотман, Ю. М. О понятии географического пространства в русских
средневековых текстах [Текст] / Ю. М. Лотман // Избр. ст. : в 3 т. / Ю.
М. Лотман. – Таллинн, 1993. – Т. 1. – С. 407-412.

                                    140
   136   137   138   139   140   141   142   143   144   145   146