Page 146 - Культурно-образовательное пространство города
P. 146

являются наличие инфраструктуры (транспорт, ЖКХ,
здравоохранение, продовольствие). Ментальное простран-
ство Екатеринбурга представляется индивидуалистиче-
ским («атомарным»), Нижнего Тагила – коллективистским
(«телесным»).

        Культурно-образовательный потенциал ментально-
го измерения актуализируется через ценностно-
ориентированную деятельность. Локомотивом может стать
«краеведческий» фактор, через которые индивид входит в
культуру, выстраивает свою «картину мира». Так, иссле-
дованиями подтверждено, что богатая «картина мира» оп-
ределяет толерантность взглядов и суждений, открыта для
инноваций, соответственно, строит модернистское (по Ю.
Хабермасу) пространство.

        Символическое измерение современного города по-
стоянно меняется и в плане внешнем – за счет новых по-
строек, и в плане – внутреннем за счет непрекращающейся
социокультурной динамики. Современный город, вернее,
его образ представляется мозаичной, фрагментарной
структурой. Для характеристики современного городского
пространства можно применить специально дефиницию –
«ризома», которую впервые использовали Ж. Делёз,
Ф. Гваттари, М. Фуко. Данная дефиниция коррелирует с
идеями У. Эко о новом качестве пространственных фено-
менов в современную эпоху, которое можно характеризо-
вать как «сеть», точнее – «гипперсеть».

        Итак, исследователями признается новое качество
современного городского пространства – виртуальность.
Под виртуализацией социокультурного пространства мы
понимаем процесс, обусловленный и опосредованный не
только и столько современными электронными и компью-
терными технологиями. Этот процесс в основных чертах
повторяет логику основных универсалий виртуальной ре-

                                    145
   141   142   143   144   145   146   147   148   149   150   151