Page 139 - Культурно-образовательное пространство города
P. 139

Стабильным спросом в высших учебных заведениях поль-
зуются технические специальности, имеющие привязку к
конкретному сектору промышленного производства. Выс-
шее образование в Нижнем Тагиле было долгое время
представлено двумя государственными учреждениями, по-
зволяющими человеку стать либо педагогом, либо полу-
чить техническое образование. Это позволяет поддержи-
вать производственный и социальный потенциал городу на
самодостаточном уровне.

        В социокультурном пространстве Екатеринбурга
традиция становится наименее актуальной инстанцией,
либо является «маргинальной» частью жизнедеятельности
жителя города. Архетип «завод-крепость», замкнутого на
самом себе, меняется на новый, являющийся мощным хро-
нотопом – «ворота», «медиатор» «дверь» – из «Европы в
Азию» и наоборот. Так, неофициальным символом Екате-
ринбурга, используемым представителями деловых и вла-
стных элит является стилизованная башня-арка, символи-
зирующая границу между двумя частями света. Эта «от-
крытость» миру требует от города отдавать приоритет не
традиционному социокультурному производству, но
больше обращаться к инновационным практикам.

        Определим локусы культурно-образовательного
пространства Екатеринбурга и Нижнего Тагила, а также
представляемый ими потенциал. Культурно-
образовательное пространство – это многоуровневая сис-
тема, представленная микро-, мезо-, макроуровнем.

        Макроуровень городов актуализирует и формирует
потенциал на основе общей регионально-культурной иден-
тичности. Положительный, эвристический потенциал
культурно-образовательного пространства индустриально-
го города и мегаполиса – точкой преломления социализа-
ции и инкультурации (освоения ценностей родной культу-
ры) – актуализируется за счет феномена «региональной

                                    138
   134   135   136   137   138   139   140   141   142   143   144