Page 147 - Культурно-образовательное пространство города
P. 147
альности146: нематериальность воздействия (изображае-
мое производит эффекты, характерные для вещественно-
го); условность параметров (объекты искусственны и из-
меняемы); эфемерность (свобода входа/выхода обеспечи-
вает возможность прерывания и возобновления существо-
вания).
Вкладывая в понятие виртуализации гуманитарную,
социокультурную составляющую, можно сказать, что это
процесс замещения, трансформации, изменения реально-
сти ее образами, или симулякрами. Так, социокультурное
содержание виртуализации городского пространства – это
«конкуренция» и «борьба» образов на уровне города. Та-
ким образом, городское пространство является генерато-
ром виртуальности. Виртуализация городского простран-
ства повлияла не только на его ментальную модель, но
также на его архитектурно-ландшафтную (планировоч-
ную) организацию.
Культурно-образовательный потенциал символиче-
ского измерения раскрывается через феномен локального
(регионального мифа).
Локальный миф материализуется в физических объ-
ектах, прежде всего в архитектуре (не только отдельных
зданий, но общей городской планировке, зонировании),
топонимах. Можно отметить, что сакральный сюжет и
внутренний план локальных мифов двух городов подчинен
единой теме – взаимоотношениям между природой и чело-
веком, который ее покоряет. Особенность локального
мифа в том, что он устойчивее письменного источника,
нарратив мифа мощнее материального источника. Мощь
можно объяснить тем фактом, что локальный миф проду-
146 Иванов, Д. В. К пониманию современности: критический вызов
[Текст] / Д. В. Иванов // Проблемы теоретической социологии : сб. ст. /
С.-Петерб. гос. ун-т им. А .А. Жданова ; под ред. А. О. Баранова. –
СПб., 1996. – Вып. 2. – С. 86-95.
146