Page 140 - Культурно-образовательное пространство города
P. 140
идентичности». В последнее десятилетие Екатеринбург и
Нижний Тагил все чаще возвращаются к своему общему
историко-культурному прошлому. Так в средних общеоб-
разовательных учреждениях вводится региональный ком-
понент, подразумевающий глубокое изучение региональ-
ной культуры. Процесс глобализации и федерализации
российского пространства заставляет регионы искать свою
уникальную идентичность. Это тот стержень, который по-
зволяет ориентироваться территориям в переходную эпо-
ху.
Городское пространство является при этом репре-
зентативным локусом (по терминологии Э Гидденса «time-
space comparison»142 – «пространство-временным сжати-
ем») региона.
Проблема формирования регионально или террито-
риальной идентичности подробно рассмотрена в рамках
социальной психологии, которая дала эвристический им-
пульс другим дисциплинарным направлениям.
В отечественной исследовательской традиции про-
блема территориальной или региональной идентичности
разработана Н.А. Шматко и Ю.Л. Качановым. Региональ-
ная идентичность образуется на основании тождества «Я –
член территориальной общности»143. При определенном
наборе образов, символом механизм идентификации явля-
ется постоянным. Наиболее важным являются те границы,
с которыми себя отождествляет человек. Это может быть
как малая территория (город, область), так и значительная
(государство, цивилизация). Идентичность может носить и
ретроспективный характер в тех, случаях, когда человек
142 Giddens, A. The constitution of society [Текст] / A. Giddens. – Oxford :
Polity Press, 1997.
143 Шматко, Н. А. Территориальная идентичность как предмет социо-
логического исследования [Текст] / Н. А. Шматко, Ю. Л. Качанов //
Социс. – 1998. – № 4. – С. 94-98.
139