Page 109 - Культурно-образовательное пространство города
P. 109

преуспевающий». Однако в разных культурах, эпохах одна
и та же фраза пишется с помощью разных символов. Как в
разных языках одно и то же слово или буква могут нести
разный смысл, так и в показном потреблении один и тот
же предмет может иметь разную смысловую нагрузку.

        Как отмечает Т. Веблен, жизнь людей в городах де-
лает их жизнь более анонимной. Человек в городе посто-
янно находится в толпе и при этом не перестает быть оди-
ноким. Его в течение дня окружают тысячи людей, кото-
рых он не знает, и которые не знают его. В этой ситуации
лишь через демонстрацию потребления можно обозначить
свой социально-экономический статус.

        В мегаполисе общение носит анонимный и более
широкий характер по сравнению с индустриальным горо-
дам. Отсюда различие в масштабах демонстративного по-
требления. В индустриальном городе жители, как правило,
знают друг друга лично и с разных сторон, степень ано-
нимности и автономности ниже, чем в мегаполисе. Чело-
век может одеваться как угодно, но соседи видят, каких
размеров его дом или квартира, знают, как его семья пита-
ется. Здесь демонстративное потребление имеет мало
смысла: богатство на виду, а бедность не скрыть хорошей
одеждой.

        Совершенно иная ситуация в мегаполисе. Здесь лю-
ди судят друг о друге в основном по отдельным штрихам,
которые нередко являются сознательно сконструирован-
ными символами в виде стиля потребления или использо-
вания отдельных вещей. Поэтому жители мегаполиса тра-
тят на поддержание благопристойного вида существенно
больше, чем жители индустриального центра.

        Это ведет к изменению структуры потребления:
траты на его видимые формы в мегаполисе растут за счет
экономии на скрытых формах потребления. Его благосос-
тояние – в его одежде, автомобиле, а индустриального жи-

                                    108
   104   105   106   107   108   109   110   111   112   113   114