Page 114 - Культурно-образовательное пространство города
P. 114
На основе теории «креативного города» может быть
предложена методика улучшения городского пространст-
ва, повышения качества городской жизни.
Итак, социокультурный аспект является наиболее
актуальной характеристикой, позволяющей понять специ-
фику рассматриваемых нами примеров городской про-
странственности – мегаполис и индустриальный город.
Под индустриальным городом мы подразумеваем отрасле-
вой центр, экономическая специализация которого сосре-
доточена на одном или нескольких сегментах производст-
ва. Мы показываем особые черты российского индустри-
ального города, которые отличают его от европейского.
Мегаполисом мы, вслед за общепринятой практи-
кой, называем город с населением более 1 млн. человек,
имеющий высотную застройку, мощную инфраструктуру
(бизнес-процессов, транспортную, социально-бытовую,
развлекательно-досуговую и др.). Мегаполисы являются
центрами административной, финансовой, социокультур-
ной жизни регионов. Российский вариант мегаполиса – это
особый тип мегаполиса, отличающийся от западного,
ставшего классическим, в социокультурном отношении.
Социокультурный аспект рассмотрения мегаполиса
и индустриального города состоит из совокупности норма-
тивных, ментальных, гносеологических, бытийных устано-
вок, которыми руководствуются жители двух типов горо-
дов в своих ежедневных практиках. Поэтому мы выделили
существенные характеристики мегаполиса и индустриаль-
ного города. Однако мы пришли к выводу, что определен-
ные характеристики могут быть представлены в обоих ти-
пах городской пространственности. Именно поэтому мы
предложили ввести такие операционную единицу, которая
однозначно определяет их социокультурную специфику:
«городской образ жизни» – динамический и пространст-
венные аспекты.
113