Page 110 - Культурно-образовательное пространство города
P. 110
теля – в обильном столе, прочном доме. Жители крупных
городов часто свысока смотрят на скромно и немодно оде-
тых «провинциалов», но те, попадая в города, часто также
свысока смотрят на своих городских родственников, эко-
номящих на питании.
Социокультурное пространство мегаполиса и инду-
стриального города отличаются тем, как горожане реаги-
руют на то, что С. Милграм назвал «когнитивными пере-
грузками»127 (Отметим, что данная традиция берет свое
начало в трудах Г. Зиммеля). Городско пространство ха-
рактеризуется повышенной плотностью, большим количе-
ством людей, высоким уровнем социокультурной гетеро-
генностью. Все это характерно для любого города, но с
разной степенью проявления. Специфика поведения и со-
циокультурных практик городского жителя в том, как он
реагирует на данные «перегрузки», адаптируется к ним.
Адаптация проявляется следующим образом:
1. Поступающую «извне» информацию го-
рожанин ранжирует по степени важности.
2. В определенных ситуациях часть инфор-
мации, которая может перегрузить, перераспределяется на
второго участника взаимодействия.
3. Информационная защита в городе устрое-
на таким образом, чтобы не «захлестнуть» человека. Для
этого создаются «медиаторы» – устройства и институции
сортировки и распределения информации.
Уровень информационной «атаки» и, соответствен-
но, перегрузки в мегаполисе сильнее, нежели в индустри-
альном городе. Этим, в частности, объясняется социально-
психологический «климат» и ценностные установки и
предпочтения.
127 Милграм, С. Эксперимент в социальной психологии [Текст] / С.
Милграм ; пер. с англ. Н. Вахтина. – СПб. : Питер, 2000.
109